Русофобия и гонения
Аркадий Малер

Русофобия и гонения

В республике Казахстан, долгое время преподносившейся как чуть ли не образцовая модель евразийской «цветущей сложности», уже давно происходят очень тревожные процессы более-менее тихого выдавливания русской культуры, апофеозом которых стал указ президента Назарбаева от 26 октября 2017 года «О переводе алфавита казахского языка с кириллицы на латинскую графику».

Но теперь, как выясняется, это только половина кошмара, а другая половина, во многом, еще более опасная — это соответствующая религиозная политика, на первый взгляд, преследующая цели превратить Казахстан в абсолютно секулярную страну наподобие утопических проектов Еваросоюза. Еще 20 июня 2017 года Назарбаев отдельным указом утвердил новую «Концепцию государственной политики в религиозной сфере», фактически возвращающую унаследованные от КазССР территории к временам советского атеизма, только теперь уже под псевдолиберальной риторикой.

Новая концепция запрещает СМИ «освещать канонические вопросы религии», школьным преподавателям «культивирование религиозного мировоззрения», чиновникам «демонстрировать свои религиозные убеждения», а все вместе, и госслужащие, и учителя, и журналисты должны «формировать светское мировоззрение». Если еще по закону 2011 года из всех тюрем и интернатов удалили молельные дома, а следовательно, не только мечети, но и христианские храмы, так что простые верующие в местах заключения не имеют возможности полноценно участвовать в своих богослужениях, то теперь и определенная категория вроде бы свободного населения не сможет свободно посещать культовые сооружения. В проект редакции ст. 3 закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» планируется ввести новый пункт №19: «Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению участия несовершеннолетних, не достигших 16 лет, в богослужениях, религиозных обрядах, церемониях и (или) собраниях без сопровождения одного из родителей, совершеннолетних близких родственников, или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также при возражении второго родителя или законного представителя несовершеннолетнего».

...Но самый ужас в том, что в случае нарушения этого закона наказанию подвергается, прежде всего, руководитель того религиозного объединения, куда случайно, из интереса или по зову сердца зашел подросток, а именно — «штраф в размере пятидесяти месячных расчетных показателей с приостановлением деятельности сроком на три месяца» (ст. 490, пункт 8 Кодекса РК об административных правонарушениях) — грозит настоятелю православного храма, который вместо того, чтобы выискивать на входе каждого юношу или девушку, будет заниматься чем-то другим, например, своим непосредственным делом — богослужением. Стоит ли говорить, что эта абсурдная и контрпродуктивная мера прямо противоречит статье 35 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка»: «Государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, соблюдение традиций и совершение за пределами организаций образования, воспитательных, лечебных и иных аналогичных учреждений религиозных обрядов с участием ребенка, за исключением случаев, когда указанные действия угрожают жизни и здоровью ребенка, нарушают его права и ограничивают ответственность».

Впрочем, абсурд и скандал уже начался. По инструкции Министерства №89 от 9 июня 2017 г. запрещается устраивать стационарное помещение для распространения религиозной литературы на расстоянии ближе, чем 300 метров до территории учреждений образования. Так, за попытку распространения жития преподобного Сергия Радонежского оштрафована жительница Павлодара Алена Петровна Дубровская. Не повезло городу Павлодару с 43%-ным русским населением: если бы большевики не включили его в состав КазССР и граница этой республики проходила хотя бы 300 метров от города, то такой проблемы в будущем у русской православной женщины не было бы. То же самое можно сказать про другой приграничный русский город, Усть-Каменогорск, где одну гражданку судили за размещение на интернет-сайте OLX объявление о продаже расшитой бисером иконы Божией Матери. Летом 2017 года также была попытка осудить православного священника Владимира Воронцова из Алма-Аты, на которого донесли за то, что он во время туристического похода с детьми осмелился совершить молитву.

Репрессивная политика требует создания соответствующего идеологического органа и он уже появился. 13 сентября 2016 года было создано министерство по делам религий и гражданского общества, что больше похоже на откровенный атавизм советского тоталитариума — Совет по делам религий. Главой министерства стал не какой-нибудь религиовед и гуманитарий, а ветеран подавления повстанцев УНИТА в Анголе, Нурлан Байузакович Ермекбаев (1963 г.р.), бывший впоследствии послом Казахстана в восточноазиатских странах. Остается только надеяться, что религиозная политика в Казахстане будет налаживаться методами, отличными от подавления африканских повстанцев.

Но можно ли также надеяться на то, что принятые ограничения поспособствуют снижению исламистского влияния в Казахстане? Конечно же, нет, потому что идеологический секуляризм любой степени не может быть панацеей от какого-либо радикализма с религиозным окрасом. Зато есть все основания опасаться, что православные Казахстана, составляющие более четверти населения этой республики, включая 3,5 млн. этнически русских, оказываются перед угрозой культурного геноцида, что требует серьезной реакции как от самой России, так и от международного сообщества, если это понятие еще имеет какой-то смысл.

Источник