Эффект черной метки
Ирина Антонова

Эффект черной метки

Несмотря на заверения Вашингтона о том, что попадание в черный список «кремлевского доклада» пока имеет лишь предупредительный характер без последствий для оказавшихся в нем, все происходит в точности наоборот.

Российские бизнесмены не зря с опасением ждали обнародования списков.

Как сообщает Bloomberg, публикация «кремлевского доклада» уже отразилась негативно на российских бизнесменах. Они начинали ощущать более пристальное внимание к своим делам. Бизнесмен из списка, пожелавший остаться инкогнито, рассказал, что опасается за сделку с иностранными партнерами, которая должна закрыться в ближайшие несколько месяцев. Другой состоятельный россиянин заявил об ущербе для своей репутации. А, как известно, пятно на реноме будет пострашнее разовых финансовых потерь.

Уже сам факт, что базирующаяся в Вашингтоне компания Financial Integrity Network, которая консультирует по вопросам безопасности финансовых сделок, призвала клиентов тщательно изучать трансакции с участием любого человека из списка, принес немало бед российским предпринимателям. Специалисты американской компании считают, что перечисленных фигурантов доклада следует называть «политически значимыми», то есть несущими для партнеров определенные риски. Более того мнительные американские банки самостоятельно поставили все транзакции россиян из списка на особый контроль.

Адвокат из Филадельфии Брюс Маркс, который консультирует российских бизнесменов по вопросу санкций, отмечает, что в ближайшем будущем наладить отношения с американскими властями будет очень сложно, особенно с учетом наличия секретной части доклада. При этом многие бизнесмены позаботились о своих делах еще в августе: россияне начали выводить активы из США, когда впервые было объявлено о подобных санкциях.

Напомним, в конце января Министерство финансов США обнародовало документ о чиновниках и бизнесменах, близких к президенту России Владимиру Путину. Всего в список попали 210 человек — 114 чиновников и 96 бизнесменов. Ожидается, что в отношении этих фигурантов в конечном итоге будут введены санкции. Москва, в свою очередь, решила пока не реагировать на «американский лай». Как заявил заместитель российского министра иностранных дел Сергей Рябков, отвечать будем, «если наш президент, наше руководство, оценив совокупность факторов, придет к выводу, что этот момент настал».