Война с Утопией
Александр Гончаров

Война с Утопией

Именно, ни нам не пришло в голову спросить,

ни ему — сказать, в какой части Нового

Света расположена Утопия.

Томас Мор

В современной массовой культуре очень популярна Утопия — мифическое литературное государство, созданное воображением Томаса Мора в XVI веке. Есть ныне даже и мультики про Динотопию — этакий рай для динозавров, которые изображены миленькими приятными зверюшками. Но если бы динозавры жили реально в наши дни и соответствовали описанию палеонтологов, а не аниматоров, то улицы населенных пунктов оказались залиты человеческой кровью и засыпаны обглоданными костями «царей природы».

Нечто подобное происходит и с самой Утопией, если книжку Мора прочитать внимательно, да и обдумать. Ведь только тогда поймешь, что Утопия – это образ тоталитарного государства, готового на любые мерзости ради процветания элиты.

Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в Лондоне и в Лондоне же был казнен — 6 июля 1535 г. Бывший лорд-канцлер Англии неизменно встречает сочувствие у сторонников социализма в СССР. А между тем, никаким, даже «брежневским» социализмом у Мора и не пахнет.

Две зловещие фигуры: Томас Мор и Джордано Бруно (1548-1600) зависли над человечеством как вороны над виселицей. Мор создал образец идеального тоталитарного государства, который по-настоящему стал воплощаться только в XX веке. А Бруно сожгли в свое время за выболтанную концепцию тайного управления человеком при помощи страстей и грехов. Никколо Макиавелли в своем учении о государе гораздо безобиднее и Мора, и Бруно, хотя бы потому что власть у него носит публичный характер.

Кстати, работа Джордано Бруно «De vinculis in genere» отчего-то до сих пор нормально не переведена на русский язык. А широкой публике был бы интересен маг, дергающий общество за невидимые ниточки и так управляющий им.

Но вернемся к Томасу Мору и его «Утопии». Например, как утопийцы ведут войну: «…Но все же на первом плане стоит у них забота о том, чтобы избегнуть опасностей, а не о том, чтобы добиться похвалы и славы. Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя; затем меньшие, хотя также очень хорошие награды, назначаются за каждую отдельную голову тех лиц, чьи имена объявлены в тех же воззваниях. Эти лица, с точки зрения утопийцев, стоят на втором месте после государя, как виновники раздора с ними… Наряду с этим и сами внесенные в списки приглашаются действовать против товарищей, причем им обещаются те же самые награды и вдобавок безнаказанность.

В результате враги утопийцев начинают быстро заподозривать всех прочих людей, не могут ни на кого положиться и не верят друг другу, а пребывают в сильном страхе и ожидании опасностей. Неоднократно известны такие случаи, когда значительную часть внесенных в списки лиц и прежде всего самого государя выдавали те, на кого эти лица особенно надеялись. Так легко подарки склоняют людей на любое преступление. А утопийцы не знают никакой меры в обещании этих подарков…

Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий, прельщая брата государя или кого-нибудь из вельмож надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и натравляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которые у королей всегда имеются в изобилии.

Из обещанных собственных средств для войны утопийцы деньги дают весьма щедро…»

Всё. Далее цитировать Мора не буду, ведь всякий добрый русский в состоянии прочитать и сам английского «гуманиста» труд.

Если в приведенном выше отрывке убрать и заменить устаревшую терминологию, скажем вместо «кроля» поставить «президента», то мы получим отличную характеристику действий одного весьма прелюбопытного государства XXI века, которое и санкции вводит, и «оранжевые» революции разводит и деньги на различные оппозиционные фонды тратит.

Дело Томаса Мора процветает уже полтысячи лет. А современная нам Утопия имеет столицей своею град Вашингтон и методы в политике и войне применяет моровские. И Россия находится в состоянии войны с ней, пусть и официально необъявленной. Необъявленность, точнее непроявленность войны, мораль утопийцев допускает. Так что ничего не ново в мире Подлунном, в том числе и войны гибридные, разве что прежде они таких наукообразных наименований не имели…

Интересно только одно. А будет ли Дональд Трамп отмечать 540-летие со дня рождения католического мученика и экс-лорда-канцлера Томаса Мора?..