Лисовчики пахнут мертвечиной
Олег Горностаев

Лисовчики пахнут мертвечиной

Наблюдая со стороны за руганью Израиля и Польши из-за нежелания поляков признавать свою вину за соучастие в холокосте и уничтожении польских евреев, вспоминается другая страница польской истории — русско-польская война эпохи Смутного времени и действия т.н. лисовчиков.

Лисовчиками в польской истории называют членов отряда шляхтича Александра Лисовского. Сколотив крепкую шайку, посадив её на быстрых коней и вооружив лёгким оружием, Лисовский промчался по русским тылам по территории современных Брянской, Смоленской, Ярославской, Калужской, Тульской, Орловской областей, нападая на поселения и воинские заставы и сжигая всё на своём пути.

В XIII веке так поступили монголы, когда хоронили Чингисхана. Почему место его захоронения неизвестно? Потому что похоронный кортеж уничтожал всё живое на своём пути. Никто не должен был знать до поры, до времени о смерти великого хана и никто и никогда не должен был знать место его последнего успокоения.

Но это были монголы XIII века, а лисовчики — европейцы XVII века, которые кичились своей цивилизованностью и претендовали на цивилизаторскую миссию, желая распространить католичество на всю Евразию и заставить православную Москву подписать с католическим Римом унию.

Официальная польская история наделяет Лисовского и его банду исключительно благородными чертами. Это, дескать, бесстрашные воины, ловко провернувшие военную операцию в тылу русских войск во славу польского оружия. Пройти многие сотни вёрст и остаться незамеченными и не пойманными!

Всё это так, но очень редко польские историки называют кровожадную жестокость Лисовского причиной такой «незаметности». Совсем как монгол XIII века, он нещадно уничтожал всё живое на своём пути, в первую очередь, свидетелей и очевидцев, чтобы до русского правительства не дошла информация о том, что у него в тылу действует польское конное подразделение численностью 600 человек (такова была численность шайки Лисовского).

Взяв штурмом несколько русских городов и неудачно штурмуя несколько других, лисовчики не брезгали «воевать» с безоружными крестьянами. Грабеж, насилия, издевательства над мирными были нормой. Польский автор XVII в. Самуэль Твардовский восхищённо описывает один из эпизодов рейда Лисовского, вероятно, в какой-то финно-угорской местности, потому что речь об уничтожении Лисовским золотой бабы — предмета поклонения финно-угорских язычников до принятия ими христианства.

Наверняка, вслед за золотым идолом лисовчики уничтожили и тех, кто ему поклонялся. Так что утверждения польской историографии, будто Лисовский бился против москалей за Речь Посполитую, не совсем верны. Лисовский грабил и убивал всех, будь то москали или финно-угры, потому что зачищал Русь от её коренных жителей любой национальности. И для мордвы, удмуртов или марийцев он был таким же карателем и убийцей, как и для русских.

Современный польский автор Радослав Лоло в статье «Лисовчики: факты и мифы. Чёрная легенда» честно указывает: после окончания русско-польской войны лисовчики вернулись в Речь Посполитую (она, напомню, простиралась практически до Брянска) и занялись любимым делом — грабежом, только уже не русского, а польского населения.

Правительство отсылало лисовчиков куда подальше, старалось занять каким-нибудь военным делом, лишь бы оградить поданных от их произвола. Польский поэт-сатирик Валериан Трепка в 1620 г. в произведении «О лисовчиках без закона» красочно описал их преступные нравы: их стратегией был грабеж, воровство для них — веселье, вымогательство они превратили в искусство, науку и грамоту презирали. Вот они, польские герои!

Позже, в XIX-XX вв. лисовчиков в своих полотнах прославляли такие известные польские живописцы, как Юлиуш Коссак, Юзеф Брандт, Михал Ключевский. О невинно убиенных жертвах польского произвола эти живописцы не помышляли.

Лисовчики так достали польское правительство, что в 1623 г. постановлением сейма за сам факт службы у Лисовского наказывали поражением в правах. Польские крестьяне и шляхта выдавали лисовчиков властям, лишь бы избавиться от этих грабителей и разбойников.

Постепенно лисовчиков принудили к более мирному труду. Их главарь Александр Лисовский, не имея ни детей, ни денег, неуклюже свалился с коня, покалечился и умер. С его смертью польские поданные и польское правительство вздохнули свободно.

Лисовский умер, но идеология осталась. Его образ польские власти в дальнейшем использовали для взвинчивания антирусских настроений и похвальбы. О позорной странице истории лисовчиков, об их грабежах и убийствах мирного населения, старались молчать. Сегодня большинство поляков считают лисовчиков лихими героями. Рассказы о зверствах лисовчиков вызывают у них ступор и очередной приступ русофобии. Эти рассказы они почитают за полонофобскую выдумку.