Депортация совести
Леонид Глейзеров

Депортация совести

Духовный наставник израильских ашкенази «настоящей трагедией» признал только холокост

Пока Израиль с помощью США пытается сломать «через коленку» польское руководство за нежелательные для него законы о недопустимости обвинения поляков в соучастии в нацистских преступлениях, в самом еврейском государстве идет яростная полемику по поводу «холокостных» аналогий.

Острый спор охватил все общественное пространство Израиля. Во время обсуждения проблемы в кнессете было даже изгнано несколько депутатов из зала заседания парламента за «неподобающее поведение».

Причиной споров стали массовые принудительные депортации беженцев из Израиля, вызвавшие возмущение гуманистического и левого сегментов израильской общественности. Они прямо указывают на то, что высылке подвергаются, в том числе и беженцы из стран, охваченных конфликтами и гонениями, которых на родине могут ждать дискриминация, пытки или даже смерть. Речь идет о покинувших свою страну граждан Судана, Эритреи, некоторых других африканских стран и Украины. Кстати, при этом сирийских исламистов и террористов никто не высылает.

Некоторое время в израильских ведомствах, занимавшихся отловом и насильственным выдворением беженцев, уверяли, что благополучию и жизни высылаемым ничего не угрожает, поскольку их, якобы, высылают в третьи страны, с которыми у Израиля заключены соответствующие соглашения. Назывались, в частности, Уганда и Руанда, где депортируемые смогут жить в безопасности и в приемлемых условиях.

Однако независимые израильские СМИ выяснили, что никаких соглашений с третьими странами не существует, МИДы Уганды и Руанды отвергли информацию о таких договоренностях, и правительство еврейского государства попросту врет, скрывая свои бесчеловечные действия.

Противники депортаций пытаются взывать к совести властей, указывая на то, что своим решением они могут обречь высылаемых на страдания и гибель. Они напоминают, что некогда в подобной ситуации оказались сами евреи, вынужденные бежать, спасая свою жизнь, из нацистской Германии и оккупированных ею стран. И многие жертвы холокоста были ранее выданы гитлеровцам на расправу властями некоторых европейских стран. Напоминая об этом, представители гуманистического лагеря апеллировали не только к трагической истории европейского еврейства, но и к этическим нормам иудаизма приписывающие помогать другим и не выгонять тех, «кто пришел к твоему дому».

Видимо, последнее обстоятельство вынудило подключиться к дискуссии главного раввина ашкенази Давида Лау — члена раввинского дуумвирата, фактического высшего органа управления Израиля. Он назвал обращение противников депортаций к иудейскому закону манипуляцией, поскольку «в Талмуде однозначно расставлены приоритеты в оказании помощи». Он привел цитату «Свои бедняки — прежде всего», которая относится к галахическим предписаниям о распределении подаяний и пожертвований и исключающая распространение на «гоев» тех же этических норм, что и на евреев.

Лау напомнил, что у Израиля есть масса своих проблем, требующих немедленного решения и ресурсов, которые не могут быть использованы на «гастарбайтеров» (этим немецким словом он именовал беженцев) в ущерб собственному народу. Однако на трудовых мигрантов, за которых ребе Лау пытается выдать беженцев, не нужно каких-то особых расходов. Напротив, они сами приносят прибыль своим работодателям и стране.

Кроме того, Давид Лау призвал прекратить использовать термин «холокост» в отношении беженцев и представителей других народов, поскольку это принижает и девальвирует единственную настоящую трагедию, которую пережили евреи.

Статус и авторитет главных раввинов — ашкенази и сефардов столь высок, что заявления, сделанные ими, имеют куда большее значение, чем декларации высших должностных лиц.

И, как мы видим, на примере описанной ситуации и комментария Давида Лау, позиция Тель-Авива такова, что общепринятые в мире гуманитарные нормы могут распространятся в полной мере только на евреев. И только геноцид евреев является «подлинной трагедией». При этом Израиль отказался признать геноцид армян, вероятно, полагая, что эта трагедия была не достаточно «подлинной».

В контексте всего этого, возникает вопрос: какое моральное право имеет Тель-Авив навязывать другим народам и странам (в данном случае, Польше) свои интерпретации истории, в которой единственной ценностью являются интересы еврейства?

Может быть, польский закон не слишком справедлив и продиктован национальным эгоизмом (а так же стремлением избежать «холокостных» исков со стороны Израиля), но принимать его — суверенное право поляков, на которые не вправе посягать ни Вашингтон, ни Тель-Авив, ни бандеровский Киев.