Китай прирастает Океанией
Владислав Гулевич

Китай прирастает Океанией

Океания, некогда забытая Богом и людьми, веками посещаемая лишь редкими путешественниками, находящаяся вдали от мировых экономических и политических центров, превращается в объект внимания мировых держав.

Среди островных государств Океании особое значение имеют Папуа-Новая Гвинея (ПНГ) и о. Фиджи. Всё из-за повышенного внимания к ним Китая. Ставки таковы, что тот, кто будет главным партнёром Китая (или другой мировой державы) в этой точке планеты, тот будет представлять в мире геополитики всю Океанию.

Фиджийское руководство часто подвергалось критике Западом за не демократическое поведение, чем и воспользовался Пекин. Китайцы активно инвестируют в экономику Фиджи, развивают сотрудничество в военной сфере, не касаясь темы прав человека.

В противоположность Фиджи, Запад принялся окучивать ПНГ. Это островное государство имеет исключительно важное значение для безопасности Австралии. Австралию от ПНГ отделяет Торресов пролив. В самом узком месте его ширина менее 150 км. В проливе расположены острова Торресова пролива. Всего их 274, населены аборигенами, родственными жителям ПНГ. То есть, культурно и генетически население этих островов — продолжение ПНГ.

Административно эти острова разделены между ПНГ и Австралией. Китай внятно даёт понять, что планирует в ближайшие десятилетия обосноваться в Океании всерьёз и надолго. Если ПНГ перейдёт под негласный (экономический или политический) контроль Пекина, Австралия будет крайне уязвимой.

В последние годы Китаю удалось выйти на позиции третьего по значимости торгового партнёра Океании. ПНГ не относится к ключевым партнёрам Пекина, занимая 124 место в экспортном списке и 66 в импорте (данные Lowy Institute). Но при этом отмечен 12-кратный рост торгового оборота с 2000 г. ($2,3 млрд. в 2016 г.).

С 2006 г. Пекин оказал помощь ПНГ на сумму $632 млн. Объёмы же экономического сотрудничества ПНГ с Австралией снижаются.

В 2016 г. Китай посетил премьер-министр ПНГ Питер О'Нейл, высказавшись за разрешение территориальных споров в Южно-Китайском море согласно международным нормам, что созвучно заявлениям Пекина. Наблюдатели расценили это как завуалированную поддержку позиции Пекина папуа-гвинейскими политиками.  

При этом ПНГ не спешит вступать в однозначные союзы с амбициозными державами, будь то Китай или Австралия. ПНГ сохраняет нейтралитет и держит дистанцию. Но даже такую осторожную политику эксперты считают проявлением лояльности к Пекину, так как раньше ПНГ полностью мирилась с нахождением в зоне политического влияния Австралии.

Во внешней политике и экономике ПНГ произошёл разворот к странам Юго- Восточной Азии (Филиппины, Сингапур, Таиланд, Индия и др.). Происходит отстранение от Австралии по многим пунктам. Например, сотрудники китайских, филиппинских, индийских, сингапурских фирм приезжают работать в ПНГ. Граждане ПНГ, в свою очередь, едут учиться либо эмигрируют не в близкую Австралию, куда им сложно получить визу и где обучение стоит дорого, а в более дешёвые азиатские страны. Так, Филиппины стали популярным направлением для абитуриентов из ПНГ.

Отгородившись от более бедных соседей визовыми барьерами, австралийцы живут богато и сытно, но в перспективе это несёт целый ряд вызовов для их безопасности. Китай не дремлет и видит в ПНГ стратегически выгодный плацдарм для проникновения в подбрюшье Австралии.

К австралийцам население Океании питает долю недоверия из-за колониального прошлого Австралии. ПНГ, к примеру, стала независимым государством в составе британского Содружества лишь в 1975 г. До этого страна находилась под контролем Австралии. У Китая такого прошлого нет. Хотя в инициированном информационном дискурсе Австралия называет себя защитницей ПНГ (подразумевается от зависимости от Китая), у жителей ПНГ и правительства может быть совсем другое мнение.

ПНГ не ищет защиты от Китая. Она ищет баланс сил, который уравновесит интересы других держав в регионе — Австралии, Китая, Индии и позволит загодя снизить возможную напряжённость.

В годы Второй Мировой Япония оккупировала часть Папуа Новой Гвинеи, разразились сражения между японскими и австралийскими войсками.

ПНГ конфликты в регионе не нужны. Любой конфликт вовлечёт страну в свою губительную орбиту, сузит возможности для экономического роста, заставит сделать выбор в пользу одной из противоборствующих сторон, что совершенно не соответствует государственным интересам ПНГ.

ПНГ — бедная страна, готовая принять финансовую помощь от всех, кто её предложит. Китай и Австралия предлагают чаще всего. Канберре придётся изменить привычный формат оказания такой помощи, чтобы обыграть на этом поле Пекин.

Инфраструктура, транспорт, образование, социальная сфера, медицина — в каждой из этих областей в ПНГ имеется достаточно проблем. Китай намерен вкладывать деньги для их разрешения с дальнейшей пользой для себя. Австралия подумывает об учреждении Института финансового развития с целью взять под финансовый колпак прирубежные государства и предотвратить рост китайского влияния у своих берегов.

Кто выиграет борьбу за сердца и души островитян, Канберра или Пекин, покажет ближайшее будущее.