Турки против курдов
Николай Севостьянов

Турки против курдов

Когда отношения между Россией и Турцией вступили в полосу затяжного и очень глубокого кризиса, многие политики и журналисты начали активно поддерживать курдов, прежде всего сирийских, как силу, которая может не только бороться с турецкой экспансией, но и способствовать развалу самого турецкого государства.

Подобный расчет не был лишен здравого смысла. В тот момент, когда турки сбивали российский самолёт, юго-восток страны стремительно погружался в хаос, а многие курдские города не сильно отличались от Грозного образца 1995 года. Дальнейшая эскалация и в самом деле грозила дезинтеграцией Турции, которая до сих пор в значительной мере остаётся искусственным государством.

Но кризис закончился, и пиар курдов постепенно пошел на спад. Однако у обеих сторон остались определенные надежды. Многие в России по-прежнему верят в то, что сирийские курды являются нашими союзниками, а последние полагают, что Россия им чем-то обязана. В реальности оба утверждения ошибочны и неадекватны.

Существует как минимум пять причин, по которым отношения с Рожавой — самопровозглашенным и аморфным Сирийским Курдистаном — могут быть исключительно прагматичными и нацеленными лишь на те или иные краткосрочные результаты. Первая причина — это слабое и при этом абсолютно беспринципное левое правительство, готовое на союз с кем угодно и где угодно, если это позволит удержаться у власти.

Второй аспект — это открытая враждебность по отношению к самому сирийскому государству. Несмотря на то, что Дамаск также допустил целый ряд серьёзных просчетов во взаимоотношениях с курдами, факт остаётся фактом — последние воспользовались катастрофическим положением Родины, чтобы оторвать от неё кусок пожирнее.

Третий момент — это сам характер SDF. «Сирийские демократические силы», действующие под управлением Рожавы, не являются ни сирийскими, ни демократическими, ни даже курдскими. Фактически, это не что иное, как конгломерат самых разных группировок, в рамках которого курды всего лишь осуществляют общее руководство. Более того, многие отряды раньше действовали в составе тех или иных террористических и полутеррористических формирований, причем самого широкого спектра — от «Сирийской свободной армии» до союзников ХТаШ.

Четвертый аспект — это предельная зависимость Рожавы от Соединенных Штатов, и как обратная сторона медали — американский контроль над стратегическими планами своих сателлитов. А как следствие — захват нефтяных полей и объектов энергетической инфраструктуры, что должно не только ослабить Сирию, но и заставить Россию инвестировать миллиарды в её выживание.

Ну, и пятая причина — это очень интересные взаимоотношения с запрещенным в России Исламским Государством. Сирийские курды неоднократно вступали с ними в переговоры, позволяя уйти по заранее оговоренным коридорам, а во время битвы за Ракку и вовсе предоставили Халифату возможность уехать на автобусах прямо в район Дейз-эз-Зора, где в тот момент шли самые ожесточенные бои между террористами и сирийской армии. И нет никакой гарантии, что российские парни, погибшие в этом районе, не были убиты террористами, которых курды великодушно отпустили на все четыре стороны.

Но сегодня, когда Турция прямо говорит об уничтожении Африна — одного из кантонов Рожавы — сирийские курды делают замечательную вещь: они вывешивают российские флаги на своих позициях, полагая, что в таком случае турки не будут стрелять. Может, и не будут. Но где гарантия, что стрелять не станут сами курды? А учитывая, что последние активно мобилизуют пленных боевиков Исламского Государства, получается, что вчерашние ИГИЛовцы сегодня прикрываются триколором.

Да, никто не строит иллюзий по поводу турок. И нет сомнений в том, что их планы в отношении Сирии не лучше планов американцев или сирийских курдов. С турками мы никогда не будем друзьями, но как соперники мы научились работать друг с другом. И очень не хочется, чтобы крысиные уловки, которые предпринимает правительство Рожавы, в следующий раз привели к тому, что турки выстрелят в настоящий триколор, искренне полагая, что за ним спрятались ребята из местного филиала Курдской Рабочей Партии.