Материк всемирного раздора
Сергей Небренчин

Материк всемирного раздора

В настоящее время материк Евразия стал главной ареной столкновения интересов мировых цивилизаций. И это неслучайно. Здесь проживают представители 5 (конфуцианской, индуистской, мусульманской, западно-христианской и православно-славянской) из 7-8 мировых цивилизаций, составляющие большинство населения планеты. В Евразии сосредоточенны главные природные богатства Земли, проходят важнейшие стратегические коммуникации и торговые пути. Между тем, в Евразии происходит до 80% всех мировых конфликтов. При этом большая часть из них провоцируется извне. Ситуация усугубляется тем, что целый ряд евразийских государств обладают оружием массового поражения, а другие находятся на пороге овладения им. Обострение геополитического противоборства вокруг самого большого материка проходит на фоне нарастания природно-климатических катаклизмов и бедствий, что делает уязвимыми территории многих стран мира на других континентах. В силу этих и других причин Евразия продолжает оставаться самым привлекательным и притягательным объектом мировой политики, за контроль над которым на наших глазах развертывается настоящая геополитическая битва. Таким образом, на наших глазах самый большой континент планеты превращается в материк всемирного раздора. При этом в эпицентре столкновения интересов мировых цивилизаций в Евразии оказалось постсоветское пространство. Необъявленная война за советское наследие обострилась сразу после крушения СССР, а в настоящее время привела к беспрецедентному обострению международных отношений, чего не было со времен «холодной войны». Речь здесь идет, прежде всего, об августовских событиях на Кавказе. В настоящее время наибольшую опасность для евразийской стабильности и безопасности представляют действия США и Великобритании, которые стремятся, во что бы то ни стало, изменить геополитическую конфигурацию государственно-политических сил и установить контроль над континентальными ресурсами, коммуникациями и ключевыми государствами Евразии. Уже добившись определенных результатов на Балканах, Ближнем и Среднем Востоке, в Центральной Азии и на Кавказе, США, Великобритания стремятся и дальше наращивать свой успех. Продолжается движение НАТО на Восток. Усиливается американское военное присутствие в регионе. Активно ведутся необъявленные торгово-экономические и финансово-информационные войны против неугодных режимов. Расширяется сеть неправительственного влияния на развитие событий в различных регионах Евразии. Закрепившись в Ираке и Афганистане, они подбираются к Ирану. При этом всячески пытаются блокировать и нейтрализовать геополитический потенциал ведущих государств континента и, прежде всего, Китая и России. Одновременно не прекращаются действия по геополитическому сдерживанию ведущих европейских держав и, прежде всего, Германии, Италии и др. В отношении Центральной Азии атлантические планы подразумевают полную переориентировку на США стран, которые традиционно входили в орбиту влияния России – это среднеазиатские и южнокавказские государства. Если бывшие республики СССР в Центральной Азии войдут в орбиту США, то в купе с американским контролем над Афганистаном кольцо вокруг Исламской республики Иран замкнется. В результате увеличится эффект от внешнего давления и торгово-экономической блокады, может быть проведена быстрая военная операция против ИРИ. Однако существует и главная цель атлантической геостратегии на континенте – это Китай, который, превратившись в «мировую фабрику ширпотреба», все больше претендует на роль мировой сверхдержавы. Вокруг этой страны ведется «двойная игра». С одной стороны мировая финансовая закулиса активно вывозит капиталы и концентрирует их в самом Китае и вокруг его в странах Юго-Восточной Азии, а с другой – закрывает глаза на планы США блокировать Китай и подорвать основы его территориальной целостности. Подобраться к КНР удобнее всего как раз через контроль над государствами Средней Азии, а также Тибет, который географически примыкает к этому региону и, где сильны сепаратистские настроения в пользу отделения от Китая. В целях изменения всей геополитической конфигурации на материке Евразия имеются планы создания новых военных баз НАТО, разжигания этно-религиозных и межцивилизационных конфликтов, провоцирование «цветных революции», появление на мировой карте ранее непризнанных и вообще несуществующих государств. В частности, речь может идти о дезинтеграции отдельных государств, уязвимых с точки зрения государственной состоятельности, к их числу относятся и некоторые республики бывшего СССР. Из прессы известно о существовании проектов возникновения таких государственных образований как Курдистан, Белуджистан, Пуштунистан и др. Таким образом, достигается главная цель - дестабилизация обстановки в обширном регионе Центральной Азии. По взглядам атлантических геостратегов, именно во многом, с помощью инициированного ими управляемого хаоса можно будет запустить процессы переформатирования геополитической карты Евразии по западным лекалам. В этом контексте становится понятной крайне резкая реакции Вашингтона и его союзников по блоку НАТО на действия Москвы в августовских событиях на Кавказе. Она убедительно свидетельствует о том, что Россия своими адекватными мерами спутала все «геостратегические карты» США» и тех сил, которые представляют транснациональные корпорации и мировую финансовую закулису. В эти дни Россия фактически впервые в своей новейшей истории проявила себя как реальный субъект мировой политики. Атлантические геостратеги явно просчитались, уповая лишь на силу информационного оружия, тайные операции, финансовые вливания и массированные поставки вооружений своим сателлитам в «горячие точки» Евразии. Они в который раз проигнорировали тот факт, что на Востоке и, особенно, на Кавказе признают силу, но еще больше ценят и жаждут справедливости. Между тем, Россия в августовских событиях поступила как раз по справедливости – она вступилась за более слабого, а практически беззащитного, а потому вновь снискала уважение и признание на Востоке, восстановила свое законное право именоваться, как минимум, региональной сверхдержавой. Не сделай она этого, последствия для страны и всего постсоветского пространства были бы просто катастрофическими. Августовская война на Кавказе, в результате которой Россия нанесла военно-политическое поражение Грузии, и особенно непрекращающаяся информационная истерия вокруг этих событий, во многом проявили и вскрыли все геостратегические прожекты Запада в отношении самого большого материка в мире. По замыслу атлантических геостратегов, грузинский «блицкриг» призван был продемонстрировать мировой общественности новую восточную «дорожную карту» достижения геополитических целей, когда руками малых марионеточных государств можно достигать стратегические цели политики неоглобализма. Современная Грузия неслучайно была выбрана такой «ключевой страной». По замыслам атлантических стратегов, она изначальна была призвана стать детонатором напряженности и конфликтов на Кавказе, чтобы, в конечном счете, полностью взорвать ситуацию на всем постсоветском пространстве. Одновременно, Грузия своими провокационными действиями должна была всячески блокировать геостратегический потенциал России в ущерб традиционным историко-культурным российско-грузинским связям. Фактор существования почти миллионной грузинской диаспоры в России, в случае успеха грузинского блицкрига, предполагалось активнее использовать для дестабилизации обстановки в национальных регионах самой России и, прежде всего, на Северном Кавказе, разжигании межнациональных противоречий в российских мегаполисах и, в частности, в Москве. И, конечно же, Грузия – это важнейший геостратегический форпост для блокады Исламской республики Иран. Однако, Грузия со своими транскавказскими коммуникациями, аэродромами и морскими портами играет не только военно-политическую роль. Если бы Россия проиграла в августовском конфликте, то все страны региона повели бы себя по-другому. Очевидно, что усилилась бы их проамериканская ориентация. По оценкам специалистов, автоматически под полный контроль США перешел бы Азербайджан. С учетом того, что в ИРИ около трети населения составляют этнические азербайджанцы, данный фактор более активно мог бы быть задействован в целях подрыва территориальной целостности страны. В новой ситуации Армении трудно бы стало сохранять ориентацию на Россию. В случае военного успеха Грузии возникло бы новое обострение обстановки на Северном Кавказе и, прежде всего в Дагестане, Ингушетии, Чечне. Дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе могла спровоцировать обострение ситуации в Поволжье и Крыму. После срыва грузинской агрессии ситуация изменилась. Сейчас применить военную силу против Ирана довольно проблематично, а вот на фоне той эйфории, которая имела бы место в случае успеха блицкрига, сделать это было бы легко. Вместе с тем, надо хорошо понимать, что вопрос о нанесении удара по Ирану или еще какой другой стране региона не снят с повестки дня. Дело в том, что Америка сегодня превратилась в главного мирового должника. И долг, а это триллионы долларов, вернуть не в состоянии, потому что это физически невозможно. Более того, нынешняя ситуация с мировым финансовым кризисом убедительно свидетельствует о том, что сроки падения, краха Америка, как мирового финансового центра и главного инструмента мировой политики, приближается. Приостановить время может только развязывание очередной войны. Значит, силовая акция против Ирана, либо кого-то еще, неизбежна. Американцы не очень гибки, - если замахнулись, то рано или поздно будут бить. А они уже замахнулись. К тому же истинных хозяев США, что называется акционеров ЗАО под названием Америка, не очень-то заботят возможные катастрофические последствия для рядовых американцев. Воротилы мирового финансового капитала, наверняка, уже присмотрели новую территорию и другое население для учреждения нового ЗАО, но под другим названием. После падения США с помощью новой империи-государства они продолжат с помощью «кнута и пряника» реализовывать политику неоглобализма и утверждать «огнем и мечом» идеалы нового мирового порядка в мире, в рамках которого лишь немногие народы останутся в числе цивилизованных, а абсолютное большинство будет обречено на вырождение и погибель. Несмотря на то, что Россия сумела обуздать агрессора во многом благодаря проведению силовой операции, решающие геополитические сражения в наши дни проходят в сфере активного применения информационного и организационно-концептуального оружия. Было хорошо видно, как окончательная победа на Кавказе решалась на информационном поле брани, где чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону. Посмотрите, как во время войны в Грузии "выстроились" западные информационные ресурсы. А в России, в том числе в период военных действий, вновь имели место выстрелы в спину государства и армии со стороны отдельных центральных СМИ. Невольно приходят аналогии со временами информационных войн во время войны в Чечне. Собственно только благодаря западной информационной поддержке и точечным антироссийским подрывным операциям Грузия и смогла хоть как-то конкурировать с Россией в глобальном масштабе. Неслучайно, и сегодня, когда накал информационного противоборства не снижается, многие до сих пор задаются вопросами, кто же выиграл в августовских событиях на Кавказе. Очевидно, что проиграл Запад. На Востоке еще раз убедились в коварстве, подлости и циничности «всемирного шайтана». Проиграли некоторые правительства евразийских стран, поддержавшие агрессию. Народы этих стран вряд ли простят им политику двойных стандартов, политическую слепоту и недальновидность, предательство национальных интересов. В большой беде оказался грузинский народ, которого власть предержащие в очередной раз бросили на произвол судьбы. Представители нынешней грузинской элиты, которые кормятся из рук «дяди Сэма», прибыльный бизнес ведут в России, где их семьи имеют жилье и средства для существования, вновь сумели хорошенько подзаработать на ниве проявления патологической агрессии против России. Для них война – хороший бизнес. А вот простым грузинам что делать и куда податься?! Разве только перебраться в Россию, где уже постоянно - или временно проживает около миллиона грузин. Или, во избежание полного развала страны и краха грузинской государственности, может быть, организовать движение за присоединение к России? Это было бы справедливым ответом на предательство национальных интересов со стороны политической элиты страны. Что касается России, то она, по меньшей мере, не проиграла. Более того, с исторической точки зрения августовская война возвращает страну в привычное русло исторического развития. Дело в том, что вся отечественная история убедительно свидетельствует о том, что возрождение страны и укрепление ее позиций в мире происходило не иначе как через достижение на поле брани. Как гласит русская мудрость, русские бы не выживали, если бы не погибали в борьбе за свободу и независимость, за право жить по своим традициям, говорить на родном языке, владеть и распоряжаться своей землей. Лучшие представители русского народа, жертвуя собой на войне, открывали дорогу во власть представителям государственно-патриотических сил. Неслучайно именно одновременно с войнами происходило всякий раз перерождение элиты. Поражения вели к власти предателей, разрушителей и революционеров, а победы – героев войны, патриотов, строителей государства. И в наши дни, в ходе кавказских событий во внутриполитическом контексте победила та часть, которая имеет отношение к возрождению государства и общества, патриотизму, ориентации страны на собственные силы, национальные интересы. И это важнейший военно-политический итог августовского конфликта на Кавказе. Это хорошо понимают на Западе. И с этим, в частности, связана жесткая реакция на действия России со стороны атлантических ястребов, таких как Кондолиза Райс, Джон Маккейн и других. Это еще и реакция на то, что в последние годы Москва стала кардинально менять в свою пользу международную ситуацию, положение дел на постсоветском пространстве. Россия успешно освобождается от геополитических пут внешней зависимости, выходит на новые международные просторы. И это не может нравиться сторонникам однополярного мира. Известное заявление Кондолизы Райс – это рецедив времен «холодной войны». Оно было призвано встряхнуть союзников США и Великобритании по блоку НАТО, что называется вновь «построить» их, публично продемонстрировать мировой общественности готовность и решимость Вашингтона идти до конца в своих геостратегических планах. Россия демонстрирует, что может и должна быть готова к такому повороту событий. Однако надо признать, что ее действия на Кавказе были вынужденными. Не в интересах Москвы было заходить на эти территории, тем более признавать новые государства Кавказа. В непосредственной близости от своих южных рубежей мы имеем анклавы со сложной политической, экономической и этно-религиозной ситуацией. К тому же Россия сегодня сама продолжает оставаться достаточно уязвимым государством, в котором не решены очень многие вопросы. Помнится, в недалекое советское время страна не выдержала гонки вооружений, и сейчас непростительно дать себя втянуть в новый виток. Необходимо оперативно и адекватно отвечать на глобальные вызовы и угрозы, упреждать действия геополитических оппонентов. Мы добились результата в Абхазии и Осетии, но эта победа может оказаться пирровой, если, сказав «А» не сказать «Б» и не поставить точку в нынешнем кавказском конфликте. А это означает проведение наступательной внешней политики. Сегодня некоторые страны готовы извлечь свой интерес из военно-политических успехов России. На фоне развития сотрудничества с Россией активно в дела региона вмешивается Франция, Турция, являющиеся членами НАТО. Анкара уже открыто заявляет о готовности присутствовать в новых анклавах, в частности, в Абхазии. Однако, где гарантия того, что НАТО с помощью Анкары не начнет достигать тех же целей, что вчера делали руками Тбилиси в Абхазии? При нежелательном развитии событий ситуацию могут не спасти ни признание новых государств, ни заключение с ними межгосударственных договоров, в том числе в военной сфере. Если на Кавказе появятся новые оффшоры, к чему, в частности, стремится Сухуми, и экономика будет отдана на откуп мировой рыночной стихии, то неизвестно, какие процессы пойдут, и в каком направлении станут двигаться капиталы, торговля, деловые люди. Ведь создание оффшоров не предполагает достаточного полицейского контроля. Как свидетельствует история, Советский Союз в свое время имел на некоторых зарубежных территориях, в частности, в странах Восточной Европы, даже свое военное присутствие, но политическую ситуацию так и не сумел удержать под контролем. Сегодня России необходимо активно влиять не только на развитие событий в Абхазии и Осетии, но и в других регионах в непосредственной близости от своих южных границ, упреждая негативные процессы. Дело в том, что ситуация в Закавказье тесно связана с Ближним и Средним Востоком и Центральной Азией. Надо осознавать, что если США в Ираке влезают в Курдистан, то изменяется ситуация сразу в обширном регионе Ближнего и Среднего Востока, где компактно проживают курды, а это и Иран, и Ирак, и Сирия, и Турция и Закавказье. Важно сегодня не допустить, чтобы наш объективный союзник – курды – работали по планам и в интересах наших геополитических оппонентов. То же касается и белуджей в Иране, Афганистане и Пакистане, пуштунов в Пакистане и Афганистане. России нужно перестать бояться сотрудничать с представителями тех стран и народов, которые, всё ещё от чего-то, ассоциируются с международными вызовами и угрозами. Так, в частности, нет особой необходимости помогать американцам в их борьбе с талибами. Сегодня согласно договоренностям с НАТО, мы по-прежнему оказываем помощь американцам в Афганистане, в частности, предоставляем транспортные коридоры и некоторые другие военно-технические услуги. Между тем, опасности, которые исходят из этого региона, не только не уменьшаются, но и увеличиваются. Заметно возросли поставки наркотиков из Афганистана в Россию, растут нелегальная миграция и контрабанда товаров, существуют угроза экспорта исламского экстремизма, распространения ядерных материалов и др. Понятно, что это все не в интересах России. Сложившаяся ситуация вокруг Афганистана напоминает события недавней давности на Балканах, когда Россия, по согласованию с США и их союзниками по НАТО, ввела своих миротворцев в Боснию и Герцеговину, тем самым по существу связала руки сербам из Республики Сербской. Дело в том, что одно наше военное присутствие давало сербам надежду, что все делается правильно в интересах сербов. А тем временем, Югославию окончательно разорвали на части по живому. Таким образом, Россия помогала Западу решать их задачи, что, в конце концов, возымело отрицательный эффект. Сегодня Россия утратила свои былые позиции на Балканах. И нынешняя ситуация в Афганистане похожа на балканскую. Хотя в Афганистане, так же как и в Сербии, до сих пор сохраняется хорошее отношение к России. Этим надо дорожить. Настало время действовать строго в своих национальных интересах. Вспомним, как лет десять назад талибы вдруг двинулись на север. Сколько было шуму в прессе. Тогда все среднеазиатские республики, которые ранее отворачивались от России, дружно обратно повернулись лицом к Москве, некоторые из них попросили у нее помощи. Следовательно, надо активно работать в Афганистане со всеми силами, в первую очередь, с талибами, которые представляют 20-миллионнное пуштунское население. Игнорирование этого важного обстоятельство берет свое начало со времен советского военного присутствия в Афганистане, где пуштуны составляют большую часть населения. В те годы СССР делал ставку на национальные меньшинства - узбеков, таджиков, однако внутриполитическая ситуация всякий раз упирались в проблему пуштунов. Сегодня надо понимать, что они – главные в Афганистане, очень организованные, живут не столько по мусульманским законам, сколько по своему «кодексу чести» - «пуштунвалай». Между прочим, де-факто государство пуштунов, как и страна курдов, существует на территории двух стран Пакистана и Афганистан. Для пуштунов нет границы по «линии Дюранда», которая сделала пуштунские племена разделенными. Неслучайно, в настоящее время и правящий режим в Кабуле, который тесно связан с политикой Вашингтона, также озабочен «пуштунской проблемой». Из прессы уже просочилась информация, что официальный Кабул негласно ведет переговоры с представителями «талибов». Сегодня нет никаких оснований пренебрегать этими обстоятельствами и игнорировать «пуштунский фактор». Более того, с их представителями, в том числе и «талибами», надо активно взаимодействовать и сотрудничать. Появление государства Пуштунистан, на мой взгляд, только усилит позиции России в этом регионе. Но России, в отличие от международных структур и НАТО, на этой территории нужен не так называемый управляемый хаос, а стабильность. Важно всячески поддерживать некую иерархию и соизмеримость национальных, цивилизационных и континентальных интересов в Евразии. В настоящее время обострение ситуации на кавказских границах России оказывает самое непосредственное влияние на все постсоветское пространство. Особое беспокойство вызывает политический кризис на Украине. Сильная вовлеченность официального Киева в конфликт на Кавказе не могла пройти бесследно. Политическая и дипломатическая поддержка Тбилиси, поставки вооружений и, наконец, информация о непосредственном участии украинцев в вооруженном конфликте на стороне грузинской армии не могли остаться незаметными. Впервые в новейшей истории российско-украинские отношения накалились до предела. Сегодня перейден тот рубикон, за которым братские страны фактически оказались в состоянии войны. Неслучайно из уст руководителя российского правительства Владимира Путина на недавней встрече в Москве с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко прямо и во всеуслышание было заявлено, что в отношении двух народов совершено преступление. В настоящее время Россия впервые заявила о своем намерении действовать «зеркально», что называется адекватно. И это правильно. Дело в том, что наше неоправданное заигрывание с представителями политических элит Украины, необдуманное подписание и продление действия межгосударственного договора, наконец, спонсорство становления украинской независимости в ущерб интересам России, в конечном счете, привели к полному банкротству внешней политики Москвы в отношении соседней братской страны. Более того, российская беззубая политика и политкорректность все эти годы недругами России воспринимались как слабость. Это провоцировало их на жесткое противодействие Москве, и, одновременно, было поводом для недовольства со стороны пророссийских сил на Украине. Вакуум, который образовался после вытеснения российского влияния, с успехом заняли наши геополитические оппоненты в лице, прежде всего, США, Польши и других европейских стран. Дальше с этим мириться нельзя. В России и на Украине, как впрочем, и в Беларуси должны, наконец, осознать необходимость взаимной и солидарной ответственности за судьбы наших братских народов. В противном случае последствия для государств народов могут быть пагубными. Сегодня уже очевидно, что своеобразным детонатором перманентного обострения российско-украинских отношений могут стать Крым и Севастополь. Это - уязвимые точки, их легко подогреть. Из публикаций в прессе уже известны планы разделения Крыма по Кипрскому варианту. Может так получиться, что Крым не достанется ни Украине, ни России. Более того, «крымский кризис» может спровоцировать процессы дезинтеграции самой Украины. На Западе не скрывают, что готовы пойти на все ради того, чтобы не допустить сближения Украины и России. Судя по отдельным сообщениям в иностранных СМИ, там готовы допустить даже развал Украины, если её не удастся затянуть в блок НАТО в нынешних границах. Такое развитие событий грозит непредсказуемыми последствиями для судеб всех трех братских народов в Беларуси, России и Украине. Активное влияние на развитие ситуации на Украине предполагает, прежде всего, всяческое содействие формированию авторитетных и влиятельных пророссийских политических сил. При этом важно максимально исключить возможность возникновения силовых сценариев на Украине, развития антироссийских настроений. В Крыму целесообразно активно работать с крымскими татарами, чего не делается, хотя возможности влияния на них в России имеются. Мощным резервом российского влияния остаются торгово-экономические, информационные и гуманитарные возможности. Практически никак не используется потенциал общественной дипломатии, взаимодействия и сотрудничества по линии неправительственных международных организаций двух стран. В рамках более тесного взаимодействия представителей бизнес сообществ, в частности, торгово-промышленных палат России и Украины представители деловых кругов и общественности могли бы достичь гораздо большего, нежели политики. В связи с этим особое значение приобретает проведение в Киеве экономического форума «Украина-Россия»: сотрудничество в инновационной и инвестиционной сферах». Наконец, настало время завершить «эру» беззубой российской дипломатии в Киеве. В процессах консолидации постсоветского пространства и возрождения геополитической значимости региона особое место принадлежит Союзному государству в составе Белоруссии и России. Сегодня важно не допустить, чтобы Республика Беларусь, которая остается, практически единственным надежным союзником Москвы, своеобразным «открытым коридором» между Европой и Россией в созданном усилиями НАТО «балтийско-черноморском санитарном кордоне» вокруг РФ, была вовлечена в антироссийские планы. В этих целях необходимо придать дополнительный импульс союзному строительству. Недавний визит в Минск главы российского правительства и его переговоры на высшем уровне, итоги заседания союзного правительства внушают оптимизм. В связи с появлением на политической карте новых независимых государств в лице Южной Осетии и Абхазии, которые пользуются политической поддержкой и в Минске, целесообразно поставить на повестку дня вопрос о вступлении этих стран в состав Союзного государства. Таким образом, может быть открыта дорога к становлению настоящего евразийского объединения, который станет притягательным не только для независимых государств СНГ, но и других стран континента Евразия. О необходимости реформирования нынешней архитектуры мироустройства с учетом интересов всех стран и народов мира недавно на конференции во Франции прямо заявил президент РФ Дмитрий Медведев. И, действительно, назрело время перевести диалог евразийских цивилизаций в сферу практической международной политики и дипломатии. Почему бы сегодня не инициировать процесс формирования евразийских структур обеспечения стабильности, сотрудничества и безопасности на самом большом материке планеты по типу ООН. Дело в том, что Организация объединенных наций на сегодня дискредитировала и исчерпала себя как главная международная структура. Актуально будет предложение о создании континентальных международных сил по поддержанию мира и порядка в регионах Евразии. Пора без вмешательства извне, в частности, со стороны США и мировой финансовой закулисы, начать консультации между всеми странами Евразии в географических координатах Север-Юг, Запад-Восток. Что касается перспектив более тесной интеграции на постсоветском пространстве, то здесь многое зависит от России. Чем быстрее страна освободится от пут западного влияния, произойдут консолидация многонационального и поликонфессионального российского общества, возрождение экономики, культуры и военной мощи, усилится геополитическая значимость в мире, тем более привлекательной станет Россия для объединения с ней других государств. Поэтому в нынешней ситуации, когда на кон поставлен вопрос самосохранения и выживания уникальной российской цивилизации у России нет другого выхода, кроме как сосредоточиться на своих внутренних проблемах и консолидироваться в политическом, экономическом и информационно-культурном планах, крепить государственность, безопасность и обороноспособность, всячески усиливать свои позиции на международной арене. И в этом нет ничего нового. Такой подход продиктован всей исторической логикой становления и развития России, как субъекта глобальной политики. Так были вынуждены действовать русские князья, цари и монархи, генеральные секретари партии. В противном случае – это времена безвременья, хаоса, разрухи и распада. Сергей Небренчин, директор Института информационных войн Фонда национальной и международной безопасности, доктор исторических наук, профессор.