Мария Соловьева

Тролли получают премии мира

Нобелевская премия мира присуждена Марти Ахтисаари. Этот «выдающийся человек» принес мир на Балканах, разделив Сербию и Косово. То есть, делил-то, конечно, не он, потому что план его так и не был принят Совбезом ООН, из-за чего Косово пришлось самопровозглашать независимость, а США и сателлитам поддерживать.

Так что в целом не очень понятно, за что премировали Ахтисаари. За старательность и выдержку? Многие годы этот человек ездил по не самым хорошим отелям, питался не самой качественной едой, исписал кучу бумаги и потратил километры нервов малознакомых ему людей. Такая целеустремленность стоит премии – решили ответственные за награждение товарищи и выделили настойчивому финну местечко среди лауреатов.

ХХ столетие было самой великой эпохой мифотворчества в истории человечества. Окрыленные разнообразными идеями о том, как за короткий промежуток времени улучшить жизнь окружающих, революционеры и психопаты принялись за дело. Череда революций и две мировые войны, геноциды и ГУЛАГи, отмена апартеида, получение женщинами права участвовать в выборах, исключительное значение демократии…

Казалось, стремительный технический прогресс ведет к золотому веку человечества, веку, в котором не будет места лжи и манипуляциям, веку свободы и ответственности. Немалую часть в этих надеждах занимал страх ядерной войны, но ХХ век и был всего лишь обещанием счастья, которое вот-вот должно было наступить.

Нобелевская премия - истинное дитя прошлого столетия, начав свою жизнь в 1900 году, полностью выродилась к началу века XXI. Престижная награда доставалась не столько достойнейшим, сколько скандальным людям. Быть посредственным писакой, но состоять в оппозиции и отстаивать какие-нибудь права, - вот вернейший способ пробиться в элитный пул лауреатов.

Премия мира, возможно, самая благородная задумка Нобеля, является самой сложной по осуществлению. И, как следствие, самой ангажированной. Почему-то подавляющее большинство награжденных далеко не всегда воспринимаются как адепты дела мира. Вспомним хотя бы такие персоны, как Арафат, Перес и Рабин. Или Михаила Горбачева. Или Далай-ламу. Или Кофи Аннана. Или Альберта Гора. Часто Нобелевская премия мира вызывает чувства, далекие от мира. Ее вручение может сопровождаться досадой, отчаянием и ненавистью. Может – безразличием. Если честно, то довольно редко планета бывает охвачена единодушием по вопросу вручения премии мира.

Тут возникают два момента для размышления. Первый: если нет единодушия, то зачем вручали? Второй: если премия за участие в достижении мира, то почему ее вручение вызывает негатив? Мир ведь значительно лучше, чем война. Как говорится, свобода лучше несвободы.

Недолгие раздумья приводят к выводу о прямой зависимости деятельности лауреата от текущей политической обстановки. Проще говоря, если лауреат совершил что-либо, понравившееся влиятельным людям, его наградят. Даже если его действия привели к эскалации конфликта. Даже если его награждение приведет к эскалации конфликта в будущем. Какие, в самом деле, конфликты, когда на карту поставлены интересы вышеуказанных влиятельных людей? Кто они, эти люди? Не суть важно, каковы их имена. Люди приходят и уходят, а государства остаются.

Так что Марти Ахтисаари, награжденный за 30-летнюю деятельность по достижению мира, конечно, попал в десятку. Кого интересуют борцы за права женщин, детей, стариков? Борцы с голодом и болезнями? Кому нужна эта сомнительная филантропическая публика? Другое дело – проект десятилетия по расчленению Сербии, завершившийся отделением Косово. Вот за такие дела и вручают премию мира в новом тысячелетии.

Мифы, питавшие иллюзии людей на протяжении всего кровавого ХХ столетия, постепенно утрачивают сакральное значение, превращаясь в сказки злых троллей. Тролли эти живут среди нас. И даже получают Нобелевские премии мира.