Антон Кривенюк

Православные Абхазии и Южной Осетии выживут самостоятельно

Мирские власти оказались более гибкими, нежели церковные в смысле наличия воли для принятия принципиальных решений. Статусные войны между Грузией и ее бывшими автономиями перекинулись на церковь. Грузинская Патриархия предприняла серьезные усилия для того, чтобы не допустить перехода Сухумо-Абхазской и Юго-Осетинской Епархий под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Эти Епархии после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии предприняли еще одну попытку решить сложный вопрос канонического подчинения. Но результат в этом случае оказался прямо противоположен недавним политическим решениям российских властей!

Русская Православная Церковь прямо указала обращающимся на то, что не намерена давать положительный ответ на их просьбы и однозначно поддерживает «территориальную целостность» Грузинской Православной Церкви. Священный Синод РПЦ отказался взять под омофор Московского Патриархата две Епархии. В качестве некой компенсации было лишь предложено оказывать всяческую поддержку Абхазской и Юго-Осетинской Епархиям. Соответствующая риторика и заявления Патриарха Алексия II были широко растиражированы в СМИ, так же как и благодарность за эти решения от грузинского Патриарха Илии II. Но существует подозрение, что в столь жестком решении РПЦ, которое неожиданно разошлось с мнением политического руководства России, присутствуют собственные политические мотивы.

Дело в том, что Грузинская Православная Церковь является практически единственным верным союзником РПЦ. А перед Русской Православной Церковью стоит ряд сложных задач – в первую очередь противостоять попыткам легитимизировать Украинскую Православную Церковь. Этот вопрос давно стал причиной политических противоречий в миру. Президент Украины Виктор Ющенко намерен добиться поддержки Константинополя в лоббируемых вопросах, и есть основания считать, что всё-таки добьется искомого. Вероятно, проект поддержат греки и сербы. Амбиции основать на Украине собственную Епархию имеет и Румыния. В этих условиях Грузинская Православная Церковь рассматривается в Московском Патриархате как единственный союзник. В любом случае Грузинская Церковь теперь получила мощный импульс для дальнейшей поддержки Московского Патриархата.

Все вышесказанное, скорее всего, имеет место быть, поскольку столь однозначной отрицательной реакции на свои обращения Абхазская и Юго-Осетинская Церкви не получали никогда. Даже тогда, когда о политическом признании этих образований не было и речи. Московский Патриархат оказывал много лет подряд всяческую поддержку Абхазской и Юго-Осетинской Церквям. Это была очень разноплановая поддержка.  В первую очередь, финансовая, на обустройство и восстановление храмов. Отношения церквей с Московским Патриархатом строились тоже не сразу, но примерно по той же схеме, как и взаимоотношения мирских властей. Было время, когда абхазские священнослужители не имели возможности рукоположиться в российских епархиях, а в духовные семинарии в России не принимали студентов из Абхазии. Сегодня другие времена. За счет российских денег реставрирован центр православной жизни Абхазии Новоафонский монастырь, капитальной реконструкции которого не было со времен его постройки во второй половине XIX века.

И все же столь резкого отказа непризнанные Церкви не ожидали. Окормление местных православных Грузинской Церковью по факту прекратилось с завершением войны в Абхазии и Южной Осетии. Грузинское духовенство призвало паству покинуть горячие точки и само покинуло обе территории. С тех пор ни одна церковь не признала новые Епархии, а они, в свою очередь, отказались от вхождения в Грузинскую Церковь. В Абхазии не скрывают стратегических амбиций создать, в конце концов, собственную автокефальную церковь. Но это в далекой временной перспективе, «когда до этого дорастём», как говорят эксперты абхазского православия. Пока в Абхазской Церкви есть только один священнослужитель, пользующийся всеобщим признанием – иерей Виссарион Аплиа, управляющий Епархией. Он рукоположен Грузинской Церковью, а значит, легитимен для всех. Остальные священнослужители рукоположены РПЦ, что существенно снижает их легитимность, если в данном контексте можно так ставить вопрос.
Амбиции создать собственную автокефалию, по крайней мере, в Абхазии  основываются на определённом историческом опыте. Тот факт, что Абхазия – страна древней христианской культуры, никем не оспаривается. На территории страны находятся более 400 древних храмов, большая часть из которых практически разрушена за давностью времен, но тем не менее. Споры вызывает вопрос, чьи они. Историками признается факт тесной интеграции грузинского и абхазского православия. Проблема в том, что грузинские историки не считают, что абхазское православие существовало как таковое, тогда как абхазские исследователи приводят доказательства древности православных традиций вне всякой связи с грузинской традицией. Например, священнослужители Сухумо-Абхазской Епархии произвели исследования древних храмов в тех местах, где исторически проживало только этнически абхазское население. Результаты этих исследований доказывают, что в древней абхазской среде христианство имело широкое распространение. Ряд других исследователей утверждает, что православие не прижилось в абхазской среде, однако насаждалось византийской, а не грузинской культурой.

«Спорные» храмы – ещё одно проявление стародавнего конфликта на тему «кто был раньше». Ряд действующих и ныне православных храмов преимущественно в граничащих с Грузией восточных районах Абхазии являются святынями для обоих народов. Один из них, Бедийский храм был построен как резиденция абхазских царей как раз в тот период времени, когда происходила абхазская экспансия в Грузию, ставшая преддверием создания общего абхазо-грузинского государства впоследствии. Другой храм в абхазском селе Мыку находится прямо у почитаемой у абхазов поляны Мыкуашта, и является одной из главных абхазских православных святынь.  Но в то же время этот храм почитаем и грузинским православием.