вторник, 12 Декабря, 2017

Подробно

И зачем это дедушке?

Назар Дума
06.12.2017 - 12:43
И зачем это дедушке?

О письме Филарета-Денисенко 

Умеют все-таки украинские братья, а, точнее, их начальство, удивлять нас, грешных. Иной раз сморозят эдакое, что и не знаешь, радоваться или печалиться. А пока ты разбираешься в сказанном, написанном или показанном по телеку, появляется новое заявление, из которого следует, что все, над чем ты ломаешь голову, совсем не о том. 

Причем, как тут, давеча, выяснилось, это касается не только нынешней киевской власти или её, с позволения сказать, оппозиции, но и власти церковной. «Духовной» ту власть язык не поворачивается назвать. 

Это я о письме, гражданина Денисенко, он же самозваный «патриарх Филарет» так называемой «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП), которая по своей сути является раскольнической сектой. Письмо было направлено в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Архиерейского Cобора Русской православной церкви (РПЦ), который проходил как раз в это время в Храме Христа Спасителя в Москве. 

Напоминаю, что в этом послании, переданном представителями Денисенко, что называется, из рук в руки, признается факт раскола и содержится, выражаясь мирским языком, призыв к нормализации отношений. Это было в четверг, и практически сразу послание из Киева было зачитано перед всеми участниками Собора. 

Однако уже на следующий день, в пятницу, Денисенко выступил с заявлением, в котором заявил, что готов помириться с РПЦ, кстати, уже давно отлучившей его от церкви и придавшей анафеме, но только на своих условиях. То есть Русская православная церковь должна плюнуть на все свои принципы и правила и признать УПЦ КП законной автокефальной (т.е. самостоятельной) структурой. Всего-навсего. Как говорится, в лучших традициях современного Киева. 

Думаю, вполне логично возникает вопрос, с какого такого перепугу самозваный патриарх, известный своим крайне негативным, не сказать враждебным, отношением к канонической православной церкви и всему, что связано с Москвой, Россией, и вообще русским миром, вдруг сделал первый шаг в направлении диалога со своими недругами. Хотя на следующий день и попытался частично отыграть этот вопрос обратно? 

Ведь кто-кто, но дедушка Денисенко прекрасно знает все законы и правила, которыми руководствуется в своей жизни РПЦ, поскольку в свое время не просто был её частью, но и занимал в иерархии одно из ведущих мест и даже претендовал на высший пост. 

Завидная карьера 

Ответ напрашивается сам собой – возраст. Дедушке, слава Богу, уже полных 88 лет, и 23 января будущего 2018 года ему стукнет 89. Пора подумать и о душе. Ведь до столетних юбилеев в нашем мире доживают немногое. Вот вроде бы и решил бывший митрополит и экзарх РПЦ на Украине, отлученный впоследствии за раскол от своего высокого сана Русской православной церковью, исправить то, что натворил. Тем более что для духовного лица уход в раскол – это страшный грех. 

Вроде бы, звучит логично. Но для меня все-таки звучит как-то неубедительно. Уж больно непрост этот человек. Что называется, его бы способности и характер да в мирных целях. Вот несколько фактов из его биографии, подробности можно легко найти в Сети. 

Сын шахтера из Донбасса, погибшего во время Великой Отечественной, сделал блестящую церковную карьеру. Судите сами. 

1 января 1950 года второкурсник Московской духовной академии, Михаил Антонович Денисенко был пострижен в монахи под именем Филарет, а уже 15 января был рукоположен Патриархом Алексием I в иеродиаконы. Через два года, в 1952, он уже иеромонах. Еще через четыре, 1956 г., - игумен. В 1958 году он архимандрит и ректор Киевской духовной семинарии. В 1962 году – он становится епископом и викарием Ленинградской епархии. 

С ноября того же года по декабрь 1964 – Филарет уже епископ Венский и Австрийский. После этого переводится в Москву, где становится викарием Московской епархии и ректором Московской духовной академии и семинарии. 

С мая 1966 года он – архиепископ Киевский и Галицкий, Экзарх Украины и постоянный член Священного Синода РПЦ. А 25 февраля 1968 года Филарет был возведен в сан митрополита. 

Таким образом, за 16 лет был пройден путь от монаха-студента до духовного руководителя одного из крупнейших регионов, члена руководства РПЦ. Такое под силу далеко не каждому. Тут надо уметь и понимать многое… 

Я имею в виду то, что Филарет-Денисенко не только умел успешно работать на вверенных ему участках, но и правильно выстраивать отношения как со своим, так и светским начальством. 

В частности, с КГБ, который мог оказывать содействие в плане продвижения по службе своему информатору, завербованному ещё в юности и работавшему под псевдонимом «Антонов». Любопытно, что этот факт своей биографии Денисенко не отрицает. Так, в интервью Weekly.ua признал факт сотрудничества, заметив, что «был связан, как и все». Времена, дескать, были такие. 

Неожиданный облом 

К началу последнего десятилетия прошлого века году митрополит Филарет превратился одну из ведущих фигур в высшем эшелоне власти РПЦ. Поэтому, когда 3 мая 1990 года умер Предстоятель РПЦ Патриарх Пимен, в тот же день он был избран Местоблюстителем Патриаршего Престола на заседании Священного Синода. 

Имея давние и тесные связи с советским и партийным руководством СССР, а также полагаясь на возможную поддержку КГБ, Филарет рассчитывал стать главой Русской православной церкви. Его конкурентами были митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, а также митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир. Всех троих утвердил Архиерейский Собор, состоявшийся 6 июня. 

Но в ходе тайного голосования членами Поместного Собора 7 июня большинство голосов получил Алексий (139), второе место досталось Владимиру (107). Кандидатуру Филарета подержало лишь 66 человек. Облом! Да еще и какой. Для Филарета, который находился буквально в полушаге от патриаршества, это был настоящий удар. 

Скорее всего, причиной такого провального результата стало то, что советская власть и её структуры, включая до того времени всесильный Комитет госбезопасности, ускоренными темпами теряли бразды управления страной. И в этом конкретном случае власть либо не захотела вмешиваться в вопрос о выборе Предстоятеля РПЦ, чтобы не спровоцировать дополнительную волну критики, либо уже не имела достаточных рычагов влияния на церковь. 

Пролетев мимо места Предстоятеля РПЦ, Филарет поспешил обратно на Украину с тем, чтобы укрепить свои позиции хотя бы там. Уже через месяц (9 июля 1990) епископатом Украинского Экзархата он был избран её предстоятелем. Одновременно епископат подал руководству РПЦ прошение об автономии. 

Не знаю, чем мотивировалось руководство Русской православной церкви, Архиерейский собор которой в октябре 1990 года принял решение преобразовать Экзархат в Украинскую православную церковь (УПЦ) и даровать ей независимость и самостоятельность в управлении, сохраняя за Москвой главенство в сфере духовной. 

Думаю, что руководство РПЦ стремилось сохранить в зоне своего влияния украинские епархии в условиях надвигавшегося распада страны. И таким образом сохранить единство братских народов. Нельзя исключать и того, что тут присутствовал и «человеческий фактор»: подсластить горькую пилю, которую был вынужден проглотить амбициозный, жесткий иерарх, который наверняка затаил обиду на церковное начальство и своих коллег. 

Ясно одно. Попытка удовлетворить амбиции Филарета была предпринята. Но её оказалось мало. А тут еще и провозглашение 24 августа 1991 года Верховным Советом УССР независимости Украины и превращение секретаря республиканского ЦК Коммунистической партии Украины Леонида Кравчука в президенты. После этого очень даже «советские люди» Кравчук и митрополит Филарет «переобуваются в воздухе» и мгновенно превращаются в ярых националистов. Лозунгом украинского Предстоятеля РПЦ становится: «независимому государству – независимую церковь». 

Отвлекаясь от темы, не могу не отметить, что в то смутное время фактического безвластия позднего Горбачева и последовавшего за этим безвластие времен Ельцина, когда реально ни один государственный орган не работал, Русскаяправославная церковь оказалась единственной структурой, которая не только трезво оценивала обстановку на территории разваливавшейся страны, но и пыталась адекватно на неё реагировать. Низкий ей поклон за то, что на тот момент она оказалась практически единственной духовной скрепой для жителей России и Украины! 

«Майданный патриарх» 

Возвращаясь к нашему фигуранту, гражданину Денисенко, отмечу, что он времени даром не терял, и через пару месяцев после заявления Киева о своей «незалежности» собрал Архиерейский Собор УПЦ. Собор единогласно принял решение о полной независимости, сиречь об автокефалии, и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. 

Однако на Соборе, который проходил в Москве 2 апреля 1992 года, в то время еще Предстоятеля УПЦ ждал очередной облом. Почти все украинские иерархи, подписавшие прошение об автокефалии, отозвали свои подписи, мотивировав это тем, что поставили их под сильным давлением со стороны Филарета и даже под угрозами расправы. К тому же в адрес собора поступило множество телеграмм и обращений от духовенства и мирян с просьбами остановить насильственно вводимую автокефалию. В связи с сильными разногласиями среди духовенства, а также, учитывая отношение большинства мирян на Украине по вопросу об автокефалии, слушания были перенесены на более представительный Поместный Собор РПЦ. 

Не буду перегружать этот материал тем, как развивались события на финальной стадии карьеры тогда еще митрополита Филарета. Ограничусь лишь несколькими штрихами. 

Под тяжестью критики и доказанных обвинений он дал архипастырское слово подать в отставку (это было в Москве). Однако, вернувшись на Украину, объявляет, что не признает обвинений и будет возглавлять УПЦ «до конца своих дней». 

Священный Синод РПЦ дважды призывал Филарета выполнить данное им обещание, что, естественно, было проигнорировано. 

В конце концов, сначала Архиерейский Собор УПЦ в Харькове (27 мая 1992), а затем и Архиерейский Собор РПЦ (11 июня того же года) приняли решение «извергнуть» митрополита Филарета из «сущего сана» и в любой форме запретил «священнослужение». 

Тут следует отметить еще одну деталь. Решение июньского Собора получило поддержку поместных православных церквей, включая сербскую, болгарскую, румынскую и т.д. Таким образом, гражданин Денисенко-Филарет оказался, выражаясь современным языком, не рукопожатным длявсех православных церквей. 

Тем не менее, наш фигурант сумел создать 25 июня 1992 г. «альтернативную» УПЦ Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). И надо признать, повел себя умно. 

Он не стал её руководителем, понимая, что является фигурой весьма одиозной. А занял пост заместителя Патриарха Мстислава. После его смерти, которая случилась через год, он продвинул на патриарший пост Владимира, который также не задержался на этом свете и при загадочных обстоятельствах умер в 1995 году. И только тогда он, скажем так, был избран Патриархом УПЦ (20 октября 1995 года). 

Как было отмечено ранее, после провозглашения «незалежности» Денисенко-Филарет, как и большинство украинских руководителей, взял курс на национализм. А его УПЦ КП превратилась в некий карманный политический инструмент националистической идеологии. 

Однако до Майдана (2013-2014 гг.) дела филаретовского «патриархата» шли ни шатко, ни валко. Конкуренции УПЦ Московского Патриархата ему составить не удалось. Толп верующих, которые ломились бы в те немногие приходы, которые ему удалось сформировать, также замечено не было. А замечено было то, что священники его «патриархата» втихаря идут в церкви «москалей» (т.е. УПЦ Московского Патриархата) крестить своих детей, понимая, как люди духовные, что в их раскольнических приходах божьей благодати ждать не приходится. 

Не следует забывать, что Денисенко со товарищи являются не единственной «альтернативной православной церковью». Кроме них существует еще т.н. «автокефальная УПЦ» (еще одна секта, сформировавшаяся еще до УПЦ КП), а также униатская православная церковь, находящаяся в подчинении Ватикана, но ведущая службу по православному обряду. 

Ситуация начала меняться в нужную для якобы патриарха сторону с наступлением Майдана, его победой и прихода к власти открытых националистов, с которыми он дружил и сотрудничал еще с 90-х. 

Естественно, Денисенко сразу же поддержал «евромайдан» и его лозунги. А во время крымских событий 2014 года, не стесняясь в выражениях, обвинил Россию и её президента во всех тяжких. 

Примечательно, что уроженец Донбасса он одобряет действия ВСУ и «добробатов» против своих земляков. Хотя, говоря по правде, какой он им теперь земляк? Да и они ему тоже. 

Ладно, не мне, грешному мирянину, копаться в чужих грехах. Свои бы отмолить… 

Симптоматичное письмо 

А теперь предлагаю вернуться к посланию гражданина Денисенко Патриарху и Собору. Если версия, что его вдруг совесть замучила, и он вообще задумался о душе, как говорится, не катит, то к чему все это и с чем это связано? 

Что касается автокефалии, то тут все более или менее понятно. Воссоединяться с РПЦ псевдопатриарх не может по определению, хотя в его письме и содержится признание раскола. По логике вещей признание раскола означает прошение о возвращении раскольников в лоно канонической церкви, но куда тогда девать тех абсолютно незаконных духовных лиц, включая епископат, которых наплодил в своем «патриархате» дедушка Денисенко? 

Да и деньгами делиться, с кем бы то ни было, тоже не хочется. Ведь только за постмайданное время его хлопцы при поддержке нациков захватили порядка сотни храмов и приходов. 

Будет ли вариант, выдвинутый Денисенко, приемлем для РПЦ, сомневаюсь. На это указывает положительная реакция иерархов на сам факт письма с Украины и одновременно решение сформировать специальную комиссию, которая будет детально разбираться в этом вопросе и вести переговоры с украинской стороной, если она на это согласится. 

Вспоминая многолетнюю работу, которую проделала РПЦ по воссоединению с зарубежной Русской православной церковью, смею предположить, что эти переговоры будут весьма продолжительными. 

Теперь о самом факте послания, направленном Денисенко-Филаретом с особо доверенными ходоками. 

Когда в Киеве узнали об этом документе, а также о его содержании, реакция на него была, скажем прямо, экстраординарная. В том, что люди из ближайшего окружения самозваного патриарха сразу же заявили, что это подделка, удивительного нет. Поскольку их начальник никогда не посвящает даже наиболее приближенных в свои планы. По крайней мере, полностью. 

Более показательно в данном случае негодование официального Киева. Поскольку его традиционный союзник вытворил такое, что и представить себе было невозможным. А учитывая нынешние нравы столицы «незалежной», следует признать, что дедушка действительно рискует. 

Тогда спрашивается, почему и ради чего. Поскольку бывший митрополит мне не исповедовался, смею лишь предположить, что старый лис почувствовал, что на Украине пахнет жареным и пахнет все более отчетливо. 

Экономика некогда процветающей республики в значительной степени разрушена. Населения сокращается как во время мировой войны и в настоящее время колеблется где-то на уровне 30 млн. Денежные вливания де факто прекратились (вот и европейцы зажали часть своего небольшого транша). В этом году объемы выплат по кредитам МВФ впервые превысили те суммы, которые этот международный донор предоставляет Киеву. 

Что касается власти, то она явно все сильнее начинает шататься, а регионы начинают подумывать об отделении от Киева. Кто смотрит в сторону Венгрии, кто – Польши, а часть бывших областей, входивших некогда в состав Новороссии, включая Одесскую, Николаевскую и некоторые другие, в сторону Москвы. 

Бывшие земляки Денисенко в ДНР и ЛНР чувствуют себя все более уверенно, оборона укрепляется, экономика начинает развиваться. А их политический статус серьезно укрепился после недавних звонков В.В.Путина в Донецк и Луганск, по вопросу обмена пленными. 

Углубление отношений с националистами, хотя они и становятся все более действенной политической силой и могут прийти к власти, может оказаться опасным. Поскольку такие режимы долго не держатся. Тут издержек может оказаться больше, чем доходов. 

А сохранить, если не свою душу, то, по крайней мере, свое детище Дедушке Денисенко, похоже, что хочется. 

Единственным направлением в этой ситуации остается диалог с Москвой и со своими бывшими коллегами. 

Хотя, что имел в виду дедушка Денисенко и чего добивался, покажет время. И боюсь, что не скоро…

Источник

Больше материалов по теме

19.05 - 22:39 Происшествия
Денисенко — уже давно не христианин, а деспот-молох
01.12 - 13:29 Блоги
Не стоит смеяться и стебаться. Плохой смех
01.12 - 13:23 Блоги
В столице построен самый большой мусорный полигон в Европе.
Отдел информации
Руслан Устраханов
Владимир Громов
Отдел информации
Константин Малофеев
Отдел информации
Спартак Котилевски, Юрий Котенок
И прекратит поставку продуктов из-за нехватки денег
Отдел информации
и выкуп из украинского плена
Деян Берич
В Госдуме готовят законопроект об уголовной ответственности за платные «магические» услуги
Отдел информации
Глава МИД предупредил, чем грозит нарколиберализация
Ирина Антонова
О письме Филарета-Денисенко
Назар Дума
В России зафиксировано снижение цен на продукты
Ирина Антонова
Релакс-программа от министра экономического развития
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования