Три дня в Петербурге
о. Кирилл (Сахаров)

Три дня в Петербурге

Желание побывать в северной столице в кругу друзей на заговенье в канун начала Петрова поста переросло в трёхдневное крайне напряжённое, насыщенное службами, встречами и мероприятиями действо. Всю дорогу в «Сапсане» читал томик И.Р. Шафаревича. Особенно запомнились из книги два момента: об обществе «Память» и о личности академика А.Д. Сахарова.

По поводу «Памяти»: «Моё объяснение этого феномена таково: мы имеем дело со стремлением искусственно создать своего рода «образ врага», разбудить страх по отношению к пробуждающимся русским национальным тенденциям, желание создать образ какого-то колоссального чудовища, которого должны бояться все».

Об академике Сахарове: «Это был очень русский человек. У Андрея Дмитриевича было какое-то больное сердце, оно реагировало, прежде всего, на то, что ему казалось насилием над человеком. Он мог в этом не разобраться, его могли неправильно ориентировать, он мог защищать тех, кто страдал гораздо меньше, забывая о тех, кто больше. Но в основе было, что несправедливость касается лично его. В то время было очень мало людей, которые так поступали».

Сразу с вокзала поехали в Казанский собор. Мощная колоннада справа и слева при входе в собор, да и сам собор, по замыслу императора Павла Первого, должен был напоминать собор Святого Петра — главный храм католического мира. Конечно же, он был и символом имперского величия — в те времена, когда, по слову архимандрита Константина (Зайцева), идея Великой России стала заслонять идею Святой Руси.

В плане собор напоминает форму латинского креста. Всего колон на площади 95, внутри собора — 56 (они из розового гранита). По обе стороны от входных дверей бронзовые фигуры апостола Андрея Первозванного, св. Иоанна Крестителя, святых князей Владимира и Александра Невского. В красивом серебряном иконостасе (архитектор Тон) слева от Царских врат чтимый список иконы Казанской Богородицы.

Освящен собор в 1811 году.

Небольшое число молящихся расположилось вокруг металлического ограждения в середине храма. Множество людей, в том числе женщин в брюках и без платков бродят по огромному храму, сидят с гаджетами у подножия колон. Богослужение совершалось в течение полутора часов — примерно в три раза меньше, чем если бы оно совершалось бы по полному уставу.

В трапезной части храма порадовали глаз несколько современных икон двунадесятых праздников, написанных в каноническом стиле. Они явно диссонировали с изображениями, написанными при постройке собора: святителя Василия Великого, стоящего на коленях с воздетыми руками, святителя Григория Богослова в мантии 19-го века и др.

Шокировало изображение Архангела Михаила на северных дверях — женоподобное существо с обнаженным плечом в тонкой белой тунике. Невольно возник вопрос: «Не со своей ли возлюбленной писал этот образ живописец?» В мощевике особое внимание обратил на наличие частицы мощей прп. Иосифа Волоцкого.

Спасо-Преображенский собор. Мощный колокол созывал на службу в один из самых посещаемых храмов в Питере (он никогда не закрывался).

Собор был заложен по повелению императрицы Елизаветы в 1743 году. Освящен в 1754 году. В устроении внутреннего убранства собора принимал участие знаменитый Растрелли. При Павле I собор стал храмом гвардии, а впоследствии главным военным храмом Санкт-Петербурга. Внутри храма ранее были сотни трофейных знамен, а вокруг — 102 трофейные пушки, взятые у турок. Главные святыни храма: Нерукотворенный образ Спасителя (походная икона Петра Первого) и икона Богородицы «Всех скорбящих Радость».

Как почти везде, здесь тоже чтецы и певцы практически не крестились на «Приидите поклонимся», «аллилуии», Трисвятом — получается «разорванная цепь», диссонанс в соборном предстоянии Богу. Неожиданным было то, что не в воскресный день служило 5 священников и 4 диакона (на некоторые ектеньи они, как на Пасху, выходили через Царские врата). «Приидите поклонимся» на Литургии духовенство пропело полностью, как на архиерейской службе. Зачала из Апостола и Евангелия читались почему-то только рядовые. На великом входе, после диаконского возглашения о Патриархе и правящем епископе, первый священник сразу произнес: «Вас и всех православных христиан…». «Верую» и «Отче наш» пел не весь народ, а только хор (наверное, из-за экономии времени). Первые возглашения на Евхаристическом каноне возглавлявший Литургию священник делал на амвоне лицом к народу. Я подумал: «Ему бы еще в руки трикирий и дикирий — было бы совсем по-архиерейски». Еще вспомнил, как некоторые обновленцы практиковали торжественную встречу настоятеля перед Литургией. Перед вынесенной Чашей была установлена подставка, на которую после прочтения молитвы перед причащением был положен покровец. «Тело Христово приимите» хор пропел только один раз, далее пели с солеи диаконы и пономари. Молебен перед десницей мученицы Татианы (это был последний день ее пребывания в соборе) был, пожалуй, более полным, чем в иных московских храмах.

Приятно было побывать еще в церкви во имя Державной иконы Богородицы — новопостроенном храме в одном из спальных районов города. Литургия совершалась в нижнем храме, посвященном св. вмч. Пантелеимону.

В ограде храма — массивный белый восьмиконечный крест. Необычная для Питера древнерусская в своей основе архитектура с элементами модерна. При входе в храм открывается взору подковообразная галерея с фресками десятков подвижников благочестия. Алтарная абсида не ограждена с правой и левой сторон — неожиданно.

В Музее истории религии перед Ченстоховской иконой Богородицы прочитал по старому чину канон с акафистом — сугубо молились о возрождении погружательного крещения и о недопущении кощунства с т.н. «царскими останками».

Музей действует с 1932 года; с приставкой в названии «и атеизма» — с 1954 до 1990 гг. Интересно, что в музее есть раздел и по старообрядчеству; по видео рядом с ним демонстрируется фильм с апологией старообрядчества. Смотрительницей этого зала оказалась женщина, отец которой был единоверцем, а мать безпоповкой.

В зале при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» прошла встреча о. Владимира Цветкова, председателя просветительского Общества в честь святителя Игнатия Брянчанинова со своими слушателями.

Отмечу, что запомнилось в выступлении о. Владимира. «Прп. Нектарий Оптинский: «Все стихи мира не стоят одной строки Псалтыри». «Старец Таврион: «Мир держится на Литургии». «В Псалтыри представлены все типы отношений с Богом. Псалтырь очищает от грехов, а Евангелие от страстей». Пришла женщина к епископу Антонию (Блюму) с вопросом: «Почему Бог не слышит мои молитвы?» Ответ владыки: «Потому что ты не даешь Ему сказать. Помолись, ожидая ответа от Бога». «Без духовника — погибель на 100 процентов, а с духовником можно спастись». «Из-за химикатов погибло 80 % насекомых, а они составляют 70 % всего живого. Пчел погибло от 40 до 70 %».

На вопросы о единой школьной карте, екатеринбургских останках и т.п. ответ один: «Господь управит. Главное — победить страсти». О единоверцах: «К ним у меня положительное отношение. Они самые мудрые и самые хитрые: и в Московском Патриархате остаются и служат по старому обряду». И вдруг неожиданно: «Обращайтесь к отцу Кириллу (Сахарову), он все знает».

На сложные вопросы: «Я не богослов, у меня всего 3 класса семинарии». Было впечатление, что батюшка как бы износит изнутри свои ответы. Спокойно реагирует на голоса из зала. На пару минут вместе со всеми погрузился в молчаливую молитву. Много записок было с именами людей с просьбой помолиться о здравии или об упокоении.

Здесь же при храме находится радиостанция «Православный Петербург». В своем полуторачасовом выступлении я коснулся многих тем: истории нашего храма, жизни его общины, богослужебного уклада, своего жизненного пути и т.д.

Отвечая на вопрос о состоянии русского народа, я привел слова одной православной татарки, услышанные накануне. Я спросил ее: «Какая черта в русском народе Вам нравится больше всего?» В ответ услышал: «Татары более сплоченные, чем русские». Получилось, что вместо положительной черты, была отмечена отрицательная... Предложил в качестве значимого шага на пути к сплочению завести сегодня же тетрадь с именами, адресами и телефонами своих родственников, с тем, чтобы поздравлять их с праздниками и делить с ними скорби и радости.

В СобореСпаса НерукотворногоЗимнего дворца удивил рассказ о синодике при храме, в который вписаны имена митрополита Исидора — подписанта Флорентийской унии, Дзержинского, Троцкого и др. подобных личностей.

Объяснение было таково: «Любовь все покрывает» (по каноническим нормам, на Литургии мы можем поминать только практикующих православных христиан). В роскошном доме князя Николая Николаевича запомнилась пещера с множеством мерцающих лампад, устроенная по его просьбе под храмом, после посещения им Святой Земли.

Было еще посещение старообрядческих храмов Петербурга и беседы с их настоятелями. Храм на Лиговском проспекте был освящен через несколько недель после революции (есть сомнение, что это смогли сделать). Закрыли его в начале 20-х годов.

Из архиерейских фотографий в церковном доме второго храма старообрядцев на Кладбище жертв 9 января запомнилась фотография епископа Александра (Чунина) (+ 1969 г.). Под давлением властей, которые каким-то образом увязали с ним известные события в Новочеркасске в 1962-м году, его убрали с кафедры. После службы у безпоповцев с восхищением смотрел на «Невскую обитель» — их церковный дом. Похож на теремок. Узкие бойницы окон под крышей. Подумал: «Может быть, мне хватит шататься по свету, а «залечь» на покаяние в это «ласточкино гнездо», туда, где «небо покажется с овчинку». Вернулся к суровой реальности, посмотрев на плотную программу своего пребывания в городе.

Закончилось все презентацией шеститомника моих воспоминаний в помещении петербургского отделения Союза писателей на Звенигородской улице. Долго еще сидели с участниками презентации в столовой неподалеку, где узбечка Нелли кормила нас безплатными пирожками с картошкой и капустой.

В беседе, в частности, затронули вопрос об епитимьях. Не секрет, что многие священники их не накладывают, даже чисто симоволически. Между тем, для духовной жизни они имеют важное значение. Покаяние в грехах можно сравнить с операцией, а епитимьи — с наложением пластыря. Не надо забывать, что духовник имеет право сокращать время епитимии, учитывая исправление человека.

На обратном пути всю дорогу читал книгу об известном пастыре Петербурга о. Иоанне Миронове.