Ограбление по-голландски
Отдел информации

Ограбление по-голландски

Министр культуры России Владимир Мединский заявил об угрозе приостановки музейных отношений с Нидерландами из-за ситуации со скифским золотом. Напомним, коллекция, которая состоит примерно из 2 тыс. артефактов, была вывезена из крымских музеев на выставку в музей Алларда Пирсона в Амстердаме еще в начале февраля 2014 года, то есть до воссоединения Крыма с Россией.

Однако референдум в Крыму стал удобным поводом для голландских политиканов золото попридержать. Окружной суд Амстердама в декабре 2016-го постановил, что коллекцию нужно вернуть Украине, но крымская сторона весной этого года подала апелляцию. И рассмотрение ее может занять не меньше года. И за это время случится может все что угодно. Вот и выходит на деле, что пока стороны решают этот вопрос, золото скифов благополучно пребывает в Нидерландах.

«Если это решение войдет в силу, я буду не вправе санкционировать любые выставки на территории страны, где создается опаснейший прецедент изъятия культурных ценностей», - цитирует РИА «Новости» Владимира Мединского. Он, что все нормы международного права, музейного права, прецеденты, традиции находятся на стороне крымских музеев.

«Речь идет о беспрецедентном отчуждении музейных ценностей. Это можно сравнить только с музейными хищениями времен итальянских походов Наполеона или фашистской агрессии», - убежден министр культуры. Он теперь не очень понимает, как в дальнейшем делать выставки с Голландией: «Например, привезешь туда собрание из Эрмитажа или Третьяковки — и гадай, не придет ли в голову какому-нибудь еще судье эти ценности на сторону отдать».

Между тем, голландские музейные эксперты сами не рады такому повороту событий. Вим Хупперец, директор амстердамского музея Алларда Пирсона — там проходила выставка — до сих пор обескуражен решением суда. «Судья перевел спор в плоскость международного права. Они даже не стали рассматривать вопрос о собственности, решив, что это вопрос относится к компетенции украинского права. И они придали больше значение тому, что у коллекций истекли декларации на вывоз из страны», - горестно отметил Вим Хупперец, переживая по поводу того, подобное решение суда может сильно усложнить культурные обмены между Россией и Нидерландами.