К останкам Поросенкового Лога
Андрей Мановцев

К останкам Поросенкового Лога

Череп № 7 не мог принадлежать Императрице

Еще раз об исследованиях 2003 г.

Напомним читателям, что в 2003 г. двумя крупнейшими генетиками — американским Алеком Найтом и российским Львом Животовским — были проведены исследования в лаборатории Стэнфордского университета (США) и в Лос-Амоссской лаборатории (США), показавшие несовпадение генома останков, приписываемых Императрице Александре Федоровне, и генома святых останков Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

В России не раз выказывалось недоверие в отношение этого результата. А именно, утверждалось, что вместо пальца Великой Княгини в распоряжении ученых находился «палец неизвестного человека». Однако достоверность исследований 2003 г. удостоверяется данными Российской зарубежной экспертной Комиссии, о чем уже писалось. Теперь мы можем получить наглядное подтверждение тому, что череп № 7 не имеет отношения к Императрице Александре Федоровне.

Кропотливое сопоставление

Должен сказать, что следующий материал был любезно мне предоставлен настоятелем Императорского Петропавловского собора в г. Санкт-Петербурге архимандритом Александром (Федоровым).

При эксгумации останков, проводившейся в Императорском Петропавловском соборе осенью 2015 г., настоятель храма был удивлён изящной формой данного черепа, при этом его не оставляло впечатление явного несоответствия черепа известному профилю Императрицы.

Наконец, в недавнее время было проведено скрупулезное исследование данного вопроса группой заинтересованных лиц, подтверждающее, по их мнению, личное впечатление архимандрита.

Читатель увидит, что эти лица — по роду занятий художники, а не антропологи. Но они и не претендуют на окончательность своих выводов, напротив — предполагают профессиональную антроплогическую или судебно-медицинскую проверку полученного результата.

Фотография черепа № 7, в профиль, взята из известной книги Наталии Розановой "Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба". Работа по сравнению изображенийпроводилась следующим образом. Чтобы привести их к общему масштабу и одному углу наклона, на каждом изображении были выбраны точки, не вызывающие сомнения: слуховое отверстие и так называемый «насион»*).

При совмещении указанных точек стало очевидным, что, по меньшей мере, три зоны черепа имеют несоответствия с ожидаемой формой, определяемой портретной фотографией. Это выступающие за силуэт профиля лобные бугры, излишне удлинённая форма затылка (черепа), а также не попадающая на ожидаемое место верхняя челюсть.

Есть ещё некоторые моменты более тонкого характера, не столь очевидные, но также вызывающие сомнения в официально закрепленной идентификации черепа как принадлежавшего Государыне. Перечислим их: а) нечёткое сочетание границы верхней части черепной коробки и диадемы на голове Императрицы, б) весьма условное положение нижней челюсти, в) предполагаемое возможное соотношение формы сохранившихся костных останков лицевой части и реальной формы носа на портрете. Они, конечно, не дают столь отчётливой картины, как вышеназванные несоответствия.

На данный момент результат проведённого анализа не должен рассматриваться как окончательно достоверный, но должен стать поводом для более детальных антропологических исследований рассмотренного черепа и других фрагментов «Екатеринбургских останков», чтобы исключить те выводы, которые на предыдущем этапе расследования (в 1990-е годы) оказались явно не удовлетворительными, хотя и основывались якобы на методике реконструкции М.М. Герасимова.

Стоит при этом помнить, что при подтверждении предположения о том, что данный череп не может быть идентифицирован как принадлежавший Императрице, вместе с этим разрушается значительная часть доказательной базы относительно названных останков, в силу установленной родственной связи между скелетом № 7 и несколькими скелетами женской группы.

Авторы графических схем:

Раздобурдин Максим Андреевич – доцент кафедры графики, декан факультета графики Института имени И.Е.Репина при РАХ;

Раздобурдина Анна Сергеевна– дизайнер;

Бурлаков Андрей Алексеевич – художник-живописец;

Бурлакова Елена Михайловна – скульптор.

Консультант:

Манашеров Геннадий Иосифович – профессор кафедры рисунка, руководитель класса пластической анатомии Института имени И.Е.Репина при РАХ.

*) Назиониливерхненосовая точка(лат. nasion)—одна из антропометрических точек на черепе человека, являющаяся местом пересечения носолобного шва (места соединения лобной кости с носовыми) с сагиттальной плоскостью.

Является самой глубокой точкой носолобной впадины. В качестве антропометрического ориентира и точки привязки для мягких тканей, назион соответствует наиболее вогнутой точке на спинке носа.