Союз США и курдов трещит по швам
Петр Иванченко

Союз США и курдов трещит по швам

Уклонение курдских бандформирований из проамериканского альянса «Сирийские демократические силы» (СДС) от боестолкновений с сирийскими войсками и их союзниками приобретают массовый характер.
События последних дней показывают, что фактическому союзничеству США и курдских сепаратистов в Сирии приходит конец, о чем сообщает новостной портал «Курдистан сегодня».

После того, как США фактически поддержали операцию иракских Вооружённых сил против курдского ополчения в Киркуке, или, скорее, смирились с ней, СДС оказались фактически в «подвешенном состоянии». Командование курдских отрядов пришло к выводу, что Вашингтон может «кинуть» в любой момент, несмотря на все заверения о поддержке.

На фоне этого из Сирии поступают новости из об ухудшении отношений американского контингента с курдскими вооружёнными формированиями. Одной из форм обострения курдско-американских отношений стало то, что отряды курдов, вооружённых США, фактически отказались от прямых боестолкновений с правительственными войсками САР в районе Евфрата, куда боевиков после занятия Ракки перебросили для борьбы с САА. Как раз в этот момент происходил «слив» Иракского Курдистана американцами и израильтянами.

Напомним, что Вашингтон и Тель-Авив уже давно вынашивают план «Большого Ближнего Востока», предполагающий разрушение существующих ныне государств региона и перекройку их границ. В частности, экс-глава ЦРУ  Джон Бреннан летом 2016 года публично объявил, что видит будущее Сирии в качестве конгломерата «различных конфессиональных групп, управляющих своими частями страны». При этом одни части страны смогут обеспечивать сами себя, а другие «будут нуждаться во внешней помощи». Аналогичные планы имелись и в отношении Ирака.

Одним из главных инструментов этого проекта рассматривались курдские сепаратистские движения, вынашивающие планы вычленения «курдских» территорий из Сирии, Турции, Ирана и Ирака. После разгрома Ирака американцы создали в Иракском Курдистане формально автономное квазигосударство, фактически американский протекторат, который должен был стать основой для создания на его основе «Великого Курдистана», в который должны войти земли соседних государств.

И одним из первых шагов к этому должен был стать референдум о независимости. Несмотря на все сложности с ним связанные, американцев, израильтян и подконтрольных им сепаратистов заставляло поторапливаться осознание того факта, что после разгрома террористов Багдад укрепится настолько, что оторвать кусок его территории будет проблематично.  

Конечно, в Вашингтон прекрасно понимали все имеющиеся риски, прежде всего, связанные с ожидаемым осложнением отношений с Турцией, и именно поэтому формально дистанцировались от референдума, лицемерно рекомендуя отложить его проведение. Между тем, если учесть, что администрация Эрбиля была полностью зависима от США, заставить ее «перенести» плебисцит труда бы не составило. Израиль, напомним, открыто подстрекал курдов к отделению от Ирака.

Однако решительные, согласованные и, главное, своевременные действия Багдада, Анкары и Тегерана внесли серьезные коррективы в американо-израильские планы. Ни Вашингтон, ни Тель-Авив не рискнули идти на открытую конфронтацию с союзом этих трех государств и фактически «слили» своих курдских питомцев, порекомендовав им идти на переговоры с Багдадом и быть при этом сговорчивыми. Все это произвело крайне тягостное впечатление и на сирийских курдов,  которые вдруг осознали, что и они для американцев не более, чем мелкая разменная монета.    

Впрочем, справедливости ради можно отметить, что это не единственная причина по которой курдские боевики не рвутся скрестить оружие с сирийскими военными и, особенно, с шиитскими ополченцами и бойцами «Хезболлы», повергающими СДС в состояние паники. Понять их можно —реальный опыт курдских бандформирований, разрекламированных западными СМИ в качестве непревзойденных воинов, исчерпывается главным образом «договорными» баталиями с такими же подконтрольными Штатам исламистами (вроде «освобождения» Манбиджа) и террора в отношении арабского населения. И перспектива сразиться с закаленными в многолетних боях сирийскими и ливанскими воинами, да еще поддерживаемых ВКС, им явно не по душе.

Кроме того, для курдов так же очевидно, что их анклав в Африне продолжает существовать только благодаря неким договоренностям русских с турками, и  если они окончательно лишаться  благосклонности Москвы, их судьба на Севере Сирии будет решена окончательно и бесповоротно.

Ситуация складывается таким образом, что американцы лишаются в Сирии и Ираке главной своей опоры.