Записала Мария Соловьёва

Саакашвили – как пример ужасающего цинизма

Атакованный Цхинвал: глубокий шок и травмы Ольга Костина – лидер правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной Палаты РФ: Я была в Цхинвале 14 августа. По дороге в Цхинвал мы проезжали через грузинские села. Да, разрушения там серьезные, Но отмечу важную деталь – некоторые грузинские дома опустели до начала бомбардировок, было видно, что люди успели их покинуть, словно кто-то их предупредил. Конечно, такая возможность была не у всех, и под обстрел попало большинство населения – и жители осетинских сел, и грузинских. Ужасающим цинизмом было то, что грузинские власти попросту обманули жителей региона (Накануне вторжения Саакашвили выступил по грузинскому телевидению и пообещал, что не будет никаких агрессивных акций - ред.). А еще к 14 августа продолжалась «внутренняя» война – мародерство. Воровство из покинутых домов, брошенных автомобилей, разбитых магазинов. Никто этого не скрывает. Это, к сожалению, обыденная часть любой войны. Если бы не наши войска, вообще, неизвестно что бы там было. Мы разговаривали с людьми, я не могу определить их национальность, да нам и не до того было. Все находились в глубоком шоке, были психологически сильно травмированы. Цхинвал изначально был многонациональным городом. Там жили представители всех кавказских, да и не только кавказских народов. В семьях переплетались разные национальности, поэтому война разрезала людей по живому. На протяжении последних лет люди, опасаясь за свой покой, будущее детей, жизнь близких покидали Цхинвал, и все понимали, почему. Например, после событий 1992 года, когда в результате обстрела с грузинской стороны был уничтожен целый еврейский квартал, вся еврейская община ушла из Цхинвала. Могу сказать, что воздух Цхинвала был пропитан тревогой, ужасом, смертью, нетерпимостью к тем, кто осуществил это заказное убийство. Но там не было и нет агрессии, ненависти к соседям одной национальности с убийцами. У народов может быть огромное количество претензий к местной власти, Грузии, России, но не друг к другу. И пусть они высказывают эти претензии. Все они должны понимать, что они все жертвы - и грузины, и осетины, что между ними никакой разницы нет. Саакашвили, когда начал бомбить Цхинвал, не мог не осознавать, что грузинские села будут разрушены. Грузия и разные сомнительные организации вроде Human Rights Watch выдают какие-то странные цифры. Причём, когда я разговаривала с представительницей HRW перед прессой, она призналась, что цифры неверные, заявила, что даст опровержение. Однако никакого опровержения так и не последовало. Она попросила у меня материалы, чтобы отвезти их в американское посольство. Материалы лежат до сих пор, никто за ними не приехал. Зато перед прессой она засветилась. Надо изменить свое отношение к подсчету жертв и беженцев. Для нас они зачастую остаются безликими объектами, их считают по головам, и все включаются поэтому в безумную гонку – кто назовет цифру больше или меньше. Совершенно справедливо предложил доктор Рошаль – составлять списки беженцев и опубликовывать их на профильных порталах, там же можно и нужно размещать свидетельства очевидцев. И тогда будет всё объективно – люди, с именами и фамилиями говорят о том, что видели своими глазами – разрушенные дома, погибших людей, масштаб катастрофы. А дальше взять те деньги, которые получила Грузия, те, что выделила Россия, соединить и построить людям дома. Ничего нет лучше для восстановления мира, как совместное строительство дома, хозяйства. И c одной, и с другой стороны рассказываются леденящие кровь истории про беженцев и пострадавших, и грузинами, и осетинами. Но нет ничего важнее правды. Нам нужно удостовериться в этих фактах, увидеть своими глазами не потому, что мы не верим, а потому что мы ставим перед собой трудновыполнимую задачу: помочь людям вернуться. Ведь, когда встает вопрос о конкретике, о том, что надо брать лопату и идти копать, все желающие заработать себе политические очки за чужой счёт пропадают. Не надо торговаться с людьми. Нужно человеку помочь построить дом, а потом спросить, чего он хочет. Понятно, что не каждый человек, переживший такой ад, пожелает вернуться. Но кто-то захочет. И нужно помочь человеку принять решение не в состоянии страха, а в состоянии уверенности.