Фантом ВКЛ
Анатолий Агранин

Фантом ВКЛ

Белорусская редакция радио «Свобода», дабы не забывали белорусы об истории Великого Княжества Литовского (ВКЛ), поместила на своей страничке небольшой опросник с целью проверки знания белорусами этой самой истории. Надо полагать, опросник даст «Свобода» примерное понимание, насколько белорусы продвинуты в данном вопросе, и позволит определить параметры пропаганды этой истории в будущем. И вот почему.

Сама по себе история ВКЛ «Свободу» интересует меньше всего. «Свободу» интересует, как, спекулируя на этой истории, соорудить в Белоруссии ещё один антироссийский миф под названием литвинизм, в дополнение к пропольскому белорусскому национализму.

Литвинизм — это абсолютно искусственная идеологическая конструкция, согласно которой белорусы — это русифицированные литвины, прямые потомки жителей ВКЛ. Якобы, русские не только русифицировали белорусов, но и славянизировали их, нанеся, тем самым, двойной ущерб, потому как белорусы — вовсе не славяне, а балты, и их история связана с историей балтийских народов больше, чем с историей славянской Руси.

Хотелось бы посмотреть на спор двух русофобов — белорусского литвиниста и украинского националиста. Первый бы доказывал, что русские славянизировали белорусов-балтов, а второй бы утверждал, что русские вовсе и не славяне, а помесь монголов с финно-уграми. Классический украинский национализм говорит именно так, страдая какой-то болезненной скрытой идеологической неприязнью к финно-угорским народам.

Современные литвинисты пытаются свои идеалистические фантазии применить к сегодняшним политическим реалиям. Они излишне восхищаются всем, что было в ВКЛ, но вкладывают в это свой смысл, с нынешними своим фобиями и филиями.

ВКЛ было поликонфессиональным и полиэтничным государством, где проживали русичи, поляки, литовцы. Земли ВКЛ достигали современной Украины и России. После заключения унии с Польшей и появления, таким образом, Речи Посполитой, ВКЛ постепенно захирело, отдав свои соки польской государственности. ВКЛ ополячилось, сильно окатоличилось, хотя и не полностью, став придатком Польши, а не первой скрипкой в дуумвирате.

При поддержке белорусских властей в республике образовалась прослойка интеллигенции, бредящая идеями литвинизма. Некоторые белорусские историки даже пишут работы на эту тему, выводя истоки белорусской государственности от XI века!

Общеизвестно, что в Древней Руси не было русских, белорусов и украинцев, а были русичи. Современные русские сохранили этот этноним за собой практически полностью; белорусы — частично (корень «рус»), а переименованные в украинцев малороссы вообще забыли о нем.

Подражая украинским фантазёрам, белорусские литвинисты всерьёз говорят о неком белорусском народе в XI в., основавшем, будто бы, свою передовую по тем временам государственность — ВКЛ.

Причём, полного единства мнений о генезисе ВКЛ и её населения у таких лжеисториков нет. Они путаются в терминах. То у них жители ВКЛ — это литвины, то вдруг ВКЛ – все же, белорусское государство. То у них литовцы в Литве — это литовцы, то жемайты, случайно «укравшие» у белорусов термины «Литва» и «литвины». Полная неразбериха. В одном у литвинизма полный порядок: он был и остаётся русофобским. Ведь Белоруссия для литвинистов — вовсе не осколок некогда единой Руси, а недостающее и независимое звено западной цивилизации.

Этим и ценен литвинизм для западных СМИ, готовых поддержать любую антироссийскую инициативу. Литвинизм пока уступает в раскрученности белорусскому национализму, но литвинисты стараются, и надеются переубедить своих коллег по русофобскому цеху, что белорусов не существует, есть только славянизированные литвины.