Профессор Владимир Сухомлин

Формирование сети федеральных университетов

23-24 октября 2008 года НОУ Учебный Центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» и Федеральное агентство по образованию провели первую научно-практическую конференцию на тему: «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы». Целью конференции являлось обсуждение перспектив развития высшей школы России на основе формирования сети федеральных университетов (ФУ). С докладами выступили представители органов государственной власти: Министерства образования и науки РФ, Государственно-правового управления Президента РФ; федеральных и национальных исследовательских университетов: СФУ, ЮФУ, МИСиС, МИФИ; ведущих российских вузов: ГУ ВШЭ, МГУ им. М.В.Ломоносова; кандидатов на получение статусов ФУ и НИУ: УрГУ, ННГУ, КГУ, ММА им. Сеченова; консалтинговых центров: Центр стратегических разработок «Северо-запад», Сетевая Академия, ЛАНИТ. В конференции приняли участие 64 делегата из 18 городов – сотрудники вузов, органов государственной власти, эксперты в области высшего образования, представители бизнес-сообщества. По результатам конференции подготовлен сборник докладов, материалы которого выложены по адресу: univer.academy.ru . Краткая история происхождения ФУ В сентябре 2005 года Президент РФ Владимир Путин объявил о Приоритетном национальном проекте «Образование», призванном ускорить модернизацию российского образования, способствовать повышению его качество в соответствии с вызовом времени. Национальный проект «Образование» включал два основных механизма стимулирования системных изменений: выявление и приоритетная поддержка лидирующих вузов, внедрение в практику элементов новых управленческих механизмов и подходов в сфере образования. В 2006 году по распоряжению Правительства РФ были созданы два федеральных университета – Сибирский и Южный. 7 мая 2008г. Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О федеральных университетах», который предусматривает создание сети федеральных университетов для «содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики». 7 октября 2008г. был подписан указ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов». Речь шла об учреждении национального исследовательского ядерного университета МИФИ и национального исследовательского технологического университета МИСиС. Госдума РФ планирует принять в ноябре закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов». Пока в сферу действия закона попадают только два вуза – Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск) федеральные университеты. Оба ФУ, т.е. ФУФУ, являются первопроходцами. Главная задача ФУ – вернуть научные исследования в вузы и вовлечь в них студентов, объединить науку и образование, как принято во всем мире. Надо сказать, что задача не вполне корректная, так как университетам такая задача предписана самим определением понятия «Университет». Именно значительным научным и исследовательским компонентом университеты всегда и отличались от других вузов. Изгнание науки из университетов началось с перестроечных времен, когда университетскую науку сняли с бюджетного финансирования. И это уморение университетской науки голодом продолжается до сих пор, чему являюсь еще живым свидетелем. А теперь вдруг спохватились, что без науки образование деградирует, да еще для инновационной экономики не задействован один из мощнейших интеллектуальных ресурсов. Но вместо срочной реанимации умирающего предлагается использовать дорогостоящую генно-политическую инженерию для воскрешения комбинации отдельно выбранных властью его органов. При этом ожидается, что в этом процессе с локально бурлящими реакциями возродится новое здоровое тело, обладающее требуемым интеллектом. Что же пока наФУкано? Как говорилось выше, это два ФУ: Сибирский (Красноярск) ФУ и Южный (Ростов-на-Дону) ФУ. Сибирский федеральный университет (СФУ) СФУ образовали на базе Красноярского госуниверситета, присоединив к нему: Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию, Красноярский государственный технический университет и Государственную академию цветных металлов и золота. В рамках СФУ действует 16 институтов, 245 кафедр, 12 филиалов, 15 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. СФУ готовит специалистов по 214 специальностям, бакалавров по 48 направлениям и магистров по 14. Число студентов здесь превышает 46 тысяч человек, а профессорско-преподавательского состава - свыше 3,3 тысячи человек, из них докторов наук - 403, кандидатов наук - 1684 человека. В 2008 году в СФУ поступило уже 5,8 тысячи первокурсников. Южный федеральный университет (ЮФУ) ЮФУ власти создали на базе Ростовского госуниверситета, присоединив к нему: Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства, Ростовский государственный педагогический университет, Таганрогский государственный радиотехнический университет. В 2008 году в ЮФУ поступили 5,19 тысячи абитуриентов, общее количество студентов ЮФУ достигает 56 тысяч человек. ЮФУ расположен в двух городах. В Ростове-на-Дону находятся все центральные административные органы университета, а также два отраслевых института, а в Таганроге - Технологический институт ЮФУ. В состав ЮФУ входят три отдельных отраслевых института, 37 факультетов, 70 научных структурных подразделений, среди которых НИИ, КБ, ЦКП, учебно-научные лаборатории, технопарки, бизнес-инкубаторы, в которых работают около 800 научных сотрудников, в том числе 354 кандидата и 45 докторов наук. Как финансируются ФУ? В год на каждый федеральный университет из госбюджета выделяется по 3 млрд. рублей. В 2008 году на их нужды уже потратили более 4 млрд. рублей. На развитие СФУ и ЮФУ в 2007-2010 годах планируется израсходовать 20 млрд. рублей, т.е. по 2.5 млрд. в год каждому. Надо сказать, что МГУ им. Ломоносова по национальному проекту «Образование» получил на два года 1 млрд. руб. (при софинасировании 0,5 млрд. руб. – говорят, что МГУ выручил Дерипаска, заплатив за альма-матер большую часть из требуемой суммы софинансирования – в МГУ таких денег не было). Этих средств хватило, чтобы капитально оснастить Московский университет дорогим технологическим оборудованием, в том числе приобрести один из самых мощных в Европе суперкомпьютеров. Поэтому средства, выделяемые на ФУФУ, иначе, как огромными (по нашим меркам) и не назвать. В принципе решения о создании ФУ безусловно позитивные со стратегической точки зрения. Они показывают, что у Президентов есть стоящие консультанты. Ведь, выбраны почти убитые и, в тоже время, стратегически важные регионы; выбраны в основном еле живые университеты и вузы; и выделены средства, достаточные для решения комплекса системных задач и реструктурирования всех основных процессов регионального развития. Причем объем выделяемых средств явно стимулирует работу мозга на границе способностей к фантазии. Ужасно только, что хрустом от пережевываемых ФУФУ денег, пытаются заглушить стоны остальной части системы образования и, прежде всего, классического университетского образования. Поэтому опасения остаются - не проФУФУкаем ли мы образование с этими ФУиФУ? Основная задача ФУ Согласно тексту проекта, предложение о создании федерального университета на своей территории должны формулировать власти субъектов. При этом в качестве основной задачи ФУ декларируется кадровое удовлетворение запросов регионального бизнеса и госструктур. Чем ФУФУ заплатят власти за милость? В отличие от других вузов ФУ в обязательном порядке будут иметь попечительские советы (куда не может входить ректор), президента, а также ректора, которого назначает правительством на пятилетний срок. Т.е. за льющимся рекой с неба финансированием ФУ заплатят власти собственной автономией и самоуправлением. Ректор, как и начальник отделения милиции, будет назначаться большими милицейскими начальниками этой жизни. Также эффективность деятельности ФУ будет оцениваться по новым критериям, утверждаемым Минобрнауки. ФУ, как вузам нового типа, доверено разрабатывать собственные образовательные стандарты. Что касается исследовательских университетов, то основой для их деятельности должна стать практически та же законодательная база, которая разрабатывается для ФУ. Анализ объема законотворческой деятельности, связанной с функционированием университетов нового типа, показывает всю масштабность процессов перестройки высшей школы, которые затронут каждого из нас. И за развитием этих процессов будем внимательно следить.