ИГИЛ надувается в Африке
Игорь Усольцев

ИГИЛ надувается в Африке

В начале октября группа военнослужащих спецназа США в Нигере подверглась нападению крупного отряда исламистов, потеряв в схватке четверых бойцов. Эта новость напомнила миру о существовании исламистской проблемы в Сахеле — регионе, протянувшемся от Сенегала на западе Африки до Судана на востоке.

Исламские радикалы особенно активны на стыке границ Нигера, Мали и Буркина-Фасо. Часть из них — члены «Аль-Каиды» в странах Магриба, другие тяготеют к ИГ (запрещено в РФ). Проблема усугубляется племенной раздробленностью и клановым мировоззрением населения.

Например, туареги — одно из самых воинственных племён Сахеля, сначала сражались на стороне ливийского лидера Муаммара Каддафи против спонсируемых западными странами исламистов, а потом, после поражения Каддафи, перешли в группировку «Ансар аль-Дин», где главарём оказался их влиятельный соплеменник.

«Ансаровцы» поддерживают отношения с «Аль-Каидой» в странах Магриба, держат в напряжении спецслужбы Мали, организовывая нападения на гражданские объекты на стыке границ Мали, Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуара. Ситуация в этих африканских государствах остаётся в тени более значимых событий, как то война в Сирии и др. Новостные агенства уделяют им мало внимания, что не снижает серьёзности событий.

Другой пример — 10-миллионный народ фулани. В XIX в. фулани создали халифат Сокото в Северной Нигерии. Создание халифата стало итогом объявленного лидерами фулани джихада и покорения соседних африканских племён. Память о халифате живёт среди фулани до сих пор. В XXI в. фулани исправно поставляют боевиков в ряды исламистских группировок, мечтая о новом халифате.

Фулани — не единственные в этом промысле. 10-миллионный мусульманский народ канури, проживающий в Нигерии, Нигере, Чаде и Камеруне, покрывает потребности террористической исламистской организации «Боко харам» в пушечном мясе практически на 100%. Можно сказать, что «Боко харам» — это дело рук канури. Канури ответственны за жестокие убийства мирных жителей, в т.ч., детей, и власти никак не могут справиться с ними.

Присутствие в Сахеле американцев, а также французских военнослужащих, должно было положить конец разгулу исламского терроризма в регионе, но этого не происходит. Западные эксперты, напротив, прогнозируют всплеск активности исламистов, которые начали дробиться на мелкие автономные группировки и отряды, присягать на верность то «Аль-Каиде», то ИГ или обходиться без присяги, действуя самостоятельно.

Рост террористической активности в Западной Африке, особенно в труднодоступных регионах на стыках границ, можно считать общепризнанным фактом. Среди зон риска — Нигерия, Нигер, Мали. В меньшей степени — Чад и Буркина-Фасо. Эксперты пророчат увеличение количества стычек солдат западной коалиции (США, Франция, Германия) с исламистами. Не исключается увеличение численности западного контингента.