Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида
Отдел информации

Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида

В России принято делать разницу высот на 4 см от тротуара к проезжей части, что под силу только небольшому проценту инвалидов-калясочникам, владеющих спортивными навыками активной езды на инвалидной коляске (умение балансировать на задних колёсах, преодолевать препятствия и т. п.). Появление в России электрических колясок, управляемых не силой рук, а с помощью джойстика и двигателей, ещё больше усугубило ситуацию. Коляска, пытаясь на скорости заскочить с проезжей части на тротуар, ударяется о выступ пониженного бордюра и останавливается, а инвалид рискует выпасть по инерции вперёд из коляски. Маленькие передние колёса на некоторых типах электрических колясок не позволяют заскочить даже на небольшой бордюр около 1,5-2 см. При съезде с тротуара на проезжую часть передние колёса инвалидной коляски «спрыгивают» с высоты пониженного бордюра 2,5-4 см вниз, из-за чего коляска резко наклоняется вперёд. В этот момент инвалида, который ехал очень быстро, может «выбросить» из кресла-коляски на дорогу.

Получалось, что формально пониженный бордюр в 2,5-4 см выполнен, и колясочникам как бы обеспечено свободное передвижение по тротуарам. Но в жизни те из них, кто не владел навыками активной езды на коляске, вынуждены были передвигаться только по проезжей части, рискуя попасть под колёса автотранспорта.

В новом СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», пришедшему в 2001 году на смену ВСН 62-91*, было предложено «соломоново» решение: «Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью ... не должна превышать 0,04 м».

То есть по законам математической логики разрешили понижать бордюр до 0 см, но и высоту в 4 см не запретили, то есть окончательное решение отдали на откуп местным властям и архитекторам.

В новой актуализированной версии СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012, пункт 4.1.8) сказано, что «перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м», то есть предлагается уменьшить максимально допустимую высоту пониженного бордюра до 1,5 см.

Такая эволюция в представлениях о допустимой высоте пониженного бордюра закономерна, потому что и в развитых странах тоже не сразу пришли к сегодняшнему пониманию в этом вопросе.

А теперь попробуем решить данную дилемму, используя знание порядка приоритетов критериев доступности.

Инвалиды-колясочники в споре о высоте пониженного бордюра добиваются обеспечения им физической «доступности», то есть возможности беспрепятственного передвижения.

Инвалиды по зрению хотят получить «безопасность» и «информативность».

Согласно установленному порядку приоритетов критерий «доступности» является более значимым, чем «безопасность» и «информативность».

Таким образом, необходимо сначала выполнить требования колясочников (понизить бордюр до уровня, который они смогут самостоятельно преодолеть), а затем позаботиться о потребностях людей с полной потерей зрения (выполнить предупреждающую тактильную полосу перед пониженным бордюром) и слабовидящих (предусмотреть контрастный цвет тактильной полосы).