четверг, 13 Декабря, 2018

Подробно

Праотец Авраам и тени королей

Александр Гончаров
22.10.2017 - 00:49
Праотец Авраам и тени королей

В фантастической литературе нынешнего века любят отправлять наших современников в прошлое. Например, представитель «офисного планктона» попадает в Древний Рим и начинает там командовать, быстро добиваясь почета и власти. Во всем этом сквозит пренебрежение к людям предыдущих исторических эпох. Почему-то сейчас мнят, что человеческое общество, не знавшее айфонов, самолетов и компьютерных игр и не заморачивавшееся феминизмом, было глупее и слабее, чем сейчас. Это элементарный самообман человеков, живущих в условиях комфорта, рожденного научно-технической цивилизацией.   

Современные люди плохо знают историю и насквозь поражены эстетическим материализмом. И страдают не от отсутствия Истины, но по причине нежелания ее искать, удовлетворяясь неразличением добра и зла. Прав, тысячу раз был прав, Г.К Честертон, когда заявил: «Тех, кого заботит правда, а не мода, не собьет с толку чушь, которой окутывают теперь всякое проявление раздражительности или распущенности. Те же, кто видит не правду и ложь, а модное и немодное, − несчастные жертвы слов и пустой формы».

Но поступим по правилам фантастов. И вот условный «попаданец»-менеджер из XXI в., скорее агностик, чем безбожник, воспитанный на преклонении перед модой, вспоенный личным эгоизмом, впавший в «денежный фетишизм» (деньги решают все!), каким-то неведомым образом посетивший Древнюю Палестину, чем может полюбиться праведному праотцу Аврааму? Конечно, праотец Авраам (Аврам) был страннолюбив и вряд ли бы прогнал гостя. Но что же может предложить гость из нашего столетия? Сто тысяч способов заработать капитал с помощью рекламы? Да не нужно сие праведному патриарху. Вспомним Библию: «И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт. 14, 21−24).  

А что расскажет «попаданец» о времени будущего, дабы это привело праведного Авраама в восторг? Поведает о пацифизме? Или случайно проговорится о непротивленчестве в духе Льва Толстого? Не поверит такому праотец. В греховном мире нет места сказкам интеллигентов. Ни в древности, ни в средние века, ни сейчас. «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эншолу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. 

Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ» (Быт. 14, 13−16). 

Однако, и миру «попаданец» не научит Авраама. Ради мира Авраама готов был уступить многое, в том числе и лучшие земли  (Быт. 13, 5−13). 

 

А уж об отсутствии Бога «попаданцу» лучше и не заикаться. Праведный Авраам сам слышал голос Господа, сам разговаривал с Пресвятой Троицей. Он доверял Богу до конца. Он решил принести любимого сына Исаака в жертву Господу. Так и слышится вопль современной ювенальной юстиции о насилии над детьми. Праведный Авраам и бред обезбоженного мира XXI века не совместимы. 

Праотец Авраам умел доверять Господу, а не людям. Это видно и из того, что он перешел из Харрана (где скончался его родитель Фарра) в края неизвестные, по одному лишь повелению Божию. Праотец Авраам — не путешественник, но странник. Он не ищет новых впечатлений и главная его ценность — Господь Бог всегда с ним. Авраам просто проходит свой путь.  

Представителю современной нам глобальной цивилизации вряд ли праведный Авраам окажется понятным. Ему во сто крат приятнее и ближе язычник Одиссей (Улисс). В «Божественной комедии» (XIV в.) Данте Алигьери Одиссей, находящийся в восьмом рве Восьмого круга ада, изрекает, буквально, следующее: 

«Ни нежность к сыну, ни перед отцом

Священный страх, ни долг любви спокойный

Близ Пенелопы с радостным челом 

Не возмогли смирить мой голод знойный

Изведать мира дальний кругозор

И все, чем дурны люди и достойны. 

И я в морской отважился простор,

На малом судне, выйдя одиноко

С моей дружиной, верной с давних пор…  

«О, братья, – так сказал я, – на закат

Пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят 

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!» 

 

«Штиль» высокий, чего уж тут и говорить?! Да за ними скрывается всего лишь поиск новых впечатлений пустой неразумной души. В какой-то мере Улисс — турист, путешествующий ради эмоций и наполнения разума, ибо в сердце его «черная дыра». Идеология современной индустрии туризма построена на этом. Не святынь ищут теперь люди, но великолепия, не Бога, но красот материальной оболочки Земли и культуры, сработанной самим человечеством. 

Если же на миг предположить, что наш «попаданец» (продвинутый во всех современных ценностях вроде толерантности и прав ЛГБТ) встретился в маленьком городке Сигоре с праведным Лотом и поведал о демократии ему. Чтобы сказал праведный Лот? Скорее всего, промолчал бы… Праведный Лот ведь уже знал об ужасающей судьбе, переполненных грехами, больших городах Содоме и Гоморре. И пожалел людей будущего. Праведника Господь увел из Содома в Сигор. Но куда уходит человекам, если вся планета ныне медленно, но верно превращается в Содом и Гоморру?.. 

Праотцу Аврааму и праведному Лоту в реальности вряд ли нашлось, о чем побеседовать с «попаданцем». Разве только проповедовать ему Бога Живого. Но не услышал бы г-н потребитель слова верующих, ибо счел бы их отсталыми и примитивными, немодными и дикими. 

Но тут есть и другая сторона вопроса. А решил бы вообще «попаданец» беседовать с праведными Авраамом и Лотом? Различил бы он в них вождей своего народа, правителей, наконец? Религиозная слепота не позволила бы. Менеджер начал бы искать нечто похожее, что показывают в кино и театре. А здесь короли-то липовые, не милостию Божией, но произволом своим или народным. Демократические, так сказать. 

Церковь 22 октября вспоминает праотца Авраама и праведного Лота, а в светском календаре на 21 октября приходится 111 лет со дня рождения крупного советского драматурга Евгения Шварца (1896-1958). А он предпочитал пьесы со сказочным сюжетом. Потом по ним проходили постановки в театрах и даже снимались художественные фильмы. 

  

Шварц в детстве был крещен в православном храме, прошел нелегкие дороги жизни. Он был участником знаменитого «Ледяного похода» Добровольческой армии (в феврале-мае 1918 г.) во время Гражданской войны. Получил тяжелую контузию при штурме Екатеринодара. Из России не уехал. Недолго являлся секретарем Корнея Чуковского. И получил признание как прозаик, сценарист и драматург. Был Шварц и в блокадном Ленинграде в период Великой Отечественной войны.  

Если бы наш «попаданец» не только посещал премьеры фильмов от Голливуда, но и почитал себя заядлым театралом, то миновать постановки или хотя бы посмотреть по телевидению художественные фильмы по пьесам Шварца он точно бы не отказался.  

Евгений Львович Шварц всегда включал в свои произведения особый философский подтекст. Однако, вот суть, саму природу настоящей, а не фиктивной власти, он не показывал. Но все же, вероятно, он просто писал для обыкновенного советского зрителя, еще в школе получившего преизрядную дозу антимонархической и антирелигиозной пропаганды. И еще Шварц отображал мир XX столетия, где все священное свелось к материальному. Из дневников драматурга узнается реальность, в которой ему пришлось жить и работать: «В те дни мрачные противники антропоморфизма и сказки, утверждавшие, что и без сказок ребенок с огромным трудом постигает мир, захватили ключевые позиции педагогики. Детскую литературу провозгласили они довеском к учебнику. Они отменили табуретки в детских садах, ибо таковые приучают к индивидуализму, и заменили их скамеечками. Изъяли кукол, ибо они гипертрофируют материнское чувство, и заменили их куклами, имеющими целевое назначение: например, толстыми и страшными попами, которые должны были возбуждать в детях антирелигиозные чувства. Пожилые теоретики эти были самоуверенны. Их не беспокоило, что девочки в детских садах укачивали и укладывали спать и мыли в ванночках безобразных священников, движимые слепым и неистребимым материнским инстинктом. Ведь ребенка любят не за красоту. (17 октября 1952)»  

  

А поэтому удивляться не следует, если в пьесе «Обыкновенное чудо» звучит страшная фраза: «Чудеса подчинены таким же законам, как и все другие явления природы». А это уже конец любой сакральности. Есть только материальный мир и более ничего. Отсюда и короли, и принцессы у Шварца выходят либо типичными чудаками, либо злодейскими, либо бутафорскими личностями. Мир Евгений Шварц показывает запутавшимся в кутерьме повседневности, когда великого нет, а есть только одно пошлое. В пьесе «Тень» — голоса с улицы:

«Арбузы, арбузы! Кусками!

– Вода, вода, ледяная вода!

– А вот – ножи для убийц! Кому ножи для убийц?!

– Цветы, цветы! Розы! Лилии! Тюльпаны!

– Дорогу ослу, дорогу ослу! Посторонитесь, люди: идет осел!

– Подайте бедному немому!

– Яды, яды, свежие яды!» 

Правители из доброй «Золушки», «Тени», «Дракона», «Голого короля» и «Обыкновенного чуда» — это совсем и не властелины, а так, обыватели, вскарабкавшиеся случайно на трон.  

Эпизод из «Обыкновенного чуда» весьма показателен: 

«Король. Ну это уж глупо! Не хотел пить — я вылил бы зелье обратно в бутылку. Вещь в дороге необходимая! Легко ли на чужбине достать яду? 

Хозяйка. Стыдно, стыдно, ваше величество! 

Король. Не я виноват! 

Хозяйка. А кто? 

Король. Дядя! Он так же вот разговорится, бывало, с кем придется, наплетет о себе с три короба, а потом ему делается стыдно. А у него душа была тонкая, деликатная, легко уязвимая. И чтобы потом не мучиться, он, бывало, возьмет, да и отравит собеседника…

Хозяин. Значит, дядя виноват?

Король. Дядя, дядя, дядя! Нечего улыбаться! Я человек начитанный, совестливый. Другой свалил бы вину за свои подлости на товарищей, на начальство, на соседей, на жену. А я валю на предков, как на покойников. Им все равно, а мне полегче.

Хозяин. А…

Король. Молчи! Знаю, что ты скажешь! Отвечать самому, не сваливая вину на ближних, за все свои подлости и глупости – выше человеческих сил! Я не гений какой-нибудь. Просто король, какими пруд пруди. Ну и довольно об этом! Все стало ясно. Вы меня знаете, я — вас: можно не притворяться, не ломаться. Чего же вы хмуритесь? Остались живы — здоровы, ну и слава Богу… Чего там…» 

Думаю, что «попаданец»-театрал, узревший образ шварцевского «короля» и не распознавший потаенный смысл пьесы, в Древнем Ханаане пройдет мимо шатров праотца Авраама и на улицах Сигора не приметит устало бредущего праведного Лота. Общество героев Шварца — это и общество самого «попаданца». Не забываем, что он — наш невоцерковленный современник. И подобные «короли» из «Обыкновенного чуда» ему встречаются даже среди знакомых или соседей. Да и сам «попаданец» вполне может служить, как отставной людоед, «оценщиком в городском ломбарде» («Тень»).

Насельник XXI века не способен понять и понять природу власти. Ее сакральное наполнение. И ее истинное предназначение. 

«…Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих;  и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22, 17-18). 

И родословие Господа нашего Иисуса Христа в Евангелии от Апостола Матфея начинается с праведного Авраама…

(Специально для Сегодня. ру)

Варшава врёт грузинам про Катынь
Анатолий Агранин
Денис Перетолчин
Донецкому митрополиту запретили пересекать линию разграничения
Отдел информации
Сотрудники ФБК отдали миллионы за амбиции Навального
Сергей Волков
в сумасшедший дом
Отдел информации
Почему они против строительства мусороперерабатывающего завода в Коломне
Отдел информации
Отдел информации
Отдел информации
На Украине боятся ухода российского бизнеса
Отдел информации
Правительство предложило новую методику ценообразования ЖНВЛП
Отдел информации
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования