Amnesty International амнистировала лишь толику правды
Заур Алборов

Amnesty International амнистировала лишь толику правды

Комментарии к докладу международной правозащитной организации Amnesty International по августовской войне в Южной Осетии.

Международная правозащитная организация  Amnesty International представила доклад по августовской войне в Южной Осетии под названием "Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт". В нём Аmnesty International настаивает на том, что свидетельства, собранные представителями организации, дают сильные основания полагать, что серьезные нарушения международных прав человека и гуманитарного права были допущены всеми сторонами. В организации отмечают, что количество смертей гражданских лиц в результате конфликта значительно превышает данные по погибшим среди военных. В пик конфликта, по данным AI, количество перемещенных лиц составило 200 тыс. человек.

Amnesty International рекомендует провести расследование и суд над всеми военнослужащими собственных Вооружённых Сил, которые подозреваются в нарушении национального и/или международного права. Разбирательство должно происходить в полном соответствии с международными стандартами справедливого суда. Обеспечить безопасность всех лиц, проживающих на пострадавших от конфликта территориях, а также вынужденных переселенцев, желающих вернуться на контролируемую правительством территорию, независимо от их национальной принадлежности.

Вместе с тем доклад содержит ряд моментов, которые неверно трактуют произошедшие события. Кроме того, в докладе не нашли отражение многие факты преступлений, совершённых вооружёнными силами Грузии в Южной Осетии.

Уже само название доклада "Мирные жители на линии огня: грузино-российский конфликт" содержит серьёзную ошибку, так как конфликт происходил не между Грузией и Россией, а между Грузией и её бывшими автономиями Абхазией и Южной Осетией. Россия же согласно подписанным  всеми сторонами конфликтов соглашениям выполняла обязанности миротворца. Этими же соглашениями регламентировались права и обязанности сторон конфликтов и позволяют России как миротворцу, гаранту мира применять военную силу для принуждения к миру стороны конфликта, которая нарушает принятые на себя обязанности по прекращению огня, демилитаризации линии разграничения.

Описывая предысторию вооруженного конфликта, Amnesty International утверждает, что с апреля 2008 года  стала возрастать напряжённость вокруг Южной Осетии. В июле поступили сообщения о похищении грузинских военных югоосетинскими силовиками, обстрелах грузинских сёл, а также о предполагаемом нарушении воздушного пространства Грузии российскими военными самолётами. Напряжённость резко возрастала в первую неделю августа перед началом боевых действий.

Анализируя  доклад Amnesty International, можно прийти к выводу, что в эскалации насилия виновна осетинская сторона. Между тем, сознательно или из-за некомпетентности составителей доклада в него не вошли факты, подтверждающие виновность и заинтересованность Грузии в развязывании  войны с бывшими автономиями. Напряжённость вокруг Южной Осетии стала нарастать задолго до апреля 2008 года. Первую попытку силового решения конфликта с Южной Осетий Грузия предприняла летом 2004 года, тогда в зону грузино-осетинского конфликта были введены грузинские войска, подготовленные инструкторами из США. Началась блокада и обстрелы осетинских населённых пунктов, а в августе 2004 года Грузия перешла к активным боевым действиям, приведшим к десяткам убитых и раненых с обеих сторон. Конфликт удалось остановить при посредничестве России.

Однако Грузия не отказалась от идеи силового решения конфликтов с бывшими автономиями, опираясь на финансовую и военно-техническую помощь США и других стран НАТО. В Грузии началось наращивание численности личного состава и вооружения грузинских Вооружённых Сил и их подготовка. С 2005 года был проведён ряд крупномасштабных военных учений ("Огненный кулак", "Броня-2005", "Кавкасиони-2006", "Грузинский експресс-2007", "Немедленный ответ-2008" и др.), на которых отрабатывались сценарии проведения военных операции против Абхазии и Южной Осетии. На границах с Абхазией и Южной Осетией были построены новые военные базы. В целях разведки территории Абхазии и Южной Осетии ВВС Грузии регулярно нарушали воздушное пространство этих республик.

Активизировались и грузинские спецслужбы. В целях оправдания будущей агрессии началась масштабная кампания по дискредитации Абхазии и Южной Осетии, в ходе которой Грузия пыталась представить эти республики криминальными анклавами, где творится анархия и беззаконие.

С 2006 года также активизировалась диверсионно-террористическая деятельность против Абхазии и Южной Осетии, в ходе которой грузинские спецслужбы осуществляли в РЮО политические убийства, взрывы гражданских объектов, обстреливали населённые пункты, похищали людей, осуществляли блокаду отдалённых населённых пунктов с целью создания там гуманитарной катастрофы. В 2006 году МВД Грузии распространило список  государственных деятелей Южной Осетии, а министр внутренних дел Грузии пообещал, что людей из этого списка "не должно быть в живых", после чего против этих людей стали осуществляться террористические акты.

В 2007 году Грузия продолжала активную диверсионно-терористическую деятельность. Грузинские разведгруппы и ВВС регулярно нарушали границы Абхазии и Южной Осетии, вели активную разведку. Также регулярно проводились обстрелы осетинских населённых пунктов из различных видов оружия, осуществлялась блокада осетинских сёл Ленингорского, Цхинвалького и Знаурского районов и участка Транскавказской магистрали, проходящей через грузинонаселённые сёла к северу от Цхинвали. Также грузинской стороной был выведен из строя водопровод, проходящий через эти сёла и питающий Цхинвали водой. В 2007 году грузинской стороной начаты масштабные инженерные работы по подготовке к боевым действиям. Для быстрой переброски войск в грузинские "анклавы", расположенные на территории Южной Осетии, были построены две объездные дороги. На территории самих анклавов и грузинских населённых пунктов, примыкающих к границе южной Осетии, шло активное возведение долговременных огневых точек, траншей.

В целом с 2004 по 2007гг. грузинские спецслужбы осуществили свыше 20 терактов и диверсий. Жертвами грузинского террора стали 27 граждан Южной Осетии, более 60 получили ранения, 200 осетин было захвачено. Начиная с 2004 года, ВВС Грузии 294 раза нарушили воздушное пространство Южной Осетии (последний случай зафиксирован 6 июня 2008 года). С марта 2008 года ПВО Абхазии уничтожили 7 беспилотных летательных аппаратов Гермес-450, которые вели разведку территории Абхазии.

В 2008 году Грузия продолжала диверсионно-террористические акции против Южной Осетии и подготовку к войне. С 28 февраля по 7 августа 2008 году Грузия осуществила против Южной Осетии до 30 диверсий и терактов, в которых погибло 17 человек и 46 получило ранения различной степени тяжести. В ходе этих актов грузинские спецслужбы и воинские формирования осуществляли взрывы заминированных машин в осетинских населённых пунктах, закладывали мины и фугасы на дорогах, обстреливали осетинские населённые пункты с применением артиллерии и стрелкового оружия, похищали лиц осетинской национальности. Грузия продолжала транспортную блокаду столицы и районов РЮО, а также водную блокаду столицу Южной Осетии. За месяц до начала боевых действий резко активизировались разведывательные мероприятия грузинской стороны. Летательные аппараты ВВС Грузии свыше 70 раз нарушили воздушное пространство зоны конфликта. Грузинская сторона продолжала активное фортификационное оборудование в районах грузинских населённых пунктов Авневи, Свери, Атоци, Эргнети, Земо-Никози, Тамарашени и в районе объездных дорог.

С середины июня грузинская сторона начала наращивать численность личного состава и вооружения своих воинских формирований и полиции в зоне конфликта, так в зоне конфликта было выставлено до 30 незаконных постов грузинской полиции. За две недели до начала грузинской военной агрессии в Грузии закончились трёхнедельные учения под названием  "Немедленный ответ-2008". В них приняли  участие около 1,5 тыс. морских  пехотинцев США и 600 солдат 4-й пехотной бригады Грузии. Учения проводились под эгидой Европейского командования ВС США. В ходе учения отрабатывались вопросы "взятия под контроль проблемной территории и проведении там операции по стабилизации и осуществлению безопасности".  

С 1-го августа Грузия начала активную переброску войск к границам Южной Осетии. 1-го августа под прикрытием массированного артиллерийского и снайперского огня грузинским Вооружённым Силам удалось захватить Сарабукскую высоту, где началось срочное возведение ДОТа. 6-го августа из района Гори началось выдвижение и развёртывание группировки грузинских Вооружённых Сил у границы Южной Осетии. Одновременно в Гори начали прибывать войска из Тбилиси, Кутаиси и Батуми.

Непосредственно в Горийском районе было сосредоточено до 8 тыс. человек личного состава, 120 танков, 80 ББМ, свыше 200 единиц артиллерии, включая 24 единиц РСЗО Град, RM-70 и Градлар. Впоследствии в ходе боевых действий численность этой группировки была значительно увеличена.

Для прикрытия развёртывания войск грузинская сторона 6-го и 7-го августа осуществляла массированные обстрелы осетинских населённых пунктов Цхинвали, Сарабук, Хетагурово, Дменис с целью ослабить осетинскую оборону в районе Цхинвали и оттянуть часть осетинских сил с этого направления. Грузинская сторона предприняла попытку овладеть Нульской высотой, позволяющей держать в блокаде два осетинских села в Знаурском районе.

Около восьми вечера 7-го августа президент Грузии Михаил Саакашвили по телевидению объявил о прекращении огня и заверил, что грузинские войска никогда не применят оружие первыми. Именно в те минуты, когда президент Грузии делал своё обращение, происходила активная перегруппировка грузинских войск, которая завершилась в 22.30, когда из Тбилиси в Гори прибыла колонна из 12 автомобилей со штабом, который впоследствии руководил грузинскими войсками. Через час, ровно в 23.30, Цхинвали подвергся самым мощным в своей истории артиллерийским ударам. Так началась война.

"Сам конфликт с момента нападения грузинских войск на Цхинвали и до подписания мирного соглашения продлился пять дней", - пишут докладчики во вступительном слове к главе "Ход боевых действий". И далее перечисляют хронологию войны: "Грузинская армия вошла на территорию Южной Осетии около 23.00 7 августа. Перед тем, как грузинские сухопутные войска вошли в Цхинвали, в течение нескольких часов город подвергался артиллерийскому и ракетному обстрелу, а также бомбардировке авиацией. Свидетельства очевидцев, характер использованных вооружений и следы беспорядочных разрушений в густонаселенных районах дают серьезные основания полагать, что грузинские силы совершали неизбирательные нападения при штурме Цхинвали ночью 7 августа, что привело к смерти и ранениям мирных жителей и значительному ущербу, нанесенному гражданским объектам".

Докладчики цитируют заявление командующего миротворческими операциями вооруженных сил Грузии Мамуки Курашвили, прямо заявившего в ночь на 8 августа, что "Грузия приняла решение о восстановлении конституционного порядка на территории Южной Осетии". Это заявление противопоставлено высказыванию грузинского президента Михаила Саакашвили, заявившего 13 августа, что Грузия начала артобстрел Цхинвали в ответ на "российское вторжение". В докладе перечисляются и вооружения, использованные грузинскими военными во время штурма: реактивные системы залпового огня "Град", 122-миллимитровые гаубицы, 152-миллимитровые самоходные установки "Дана", танковые пушки. Указав, что система "Град" "известна своей низкой точностью", составители документа установили, что грузинская артиллерия вела преднамеренный огонь на уничтожение базы российских миротворцев на южной окраине Цхинвали. Также сотрудники Amnesty International видели разрушительные последствия грузинского обстрела районов с плотной застройкой: улицы Тельмана, Ленина, Победы, Героев, Калинина, Комарова.

В докладе приводится ответ властей Грузии на соответствующий запрос Amnesty International, в котором отмечается, что "Грады" "применялись для обстрела заранее намеченных целей в Цхинвали и окрестностях города, а также для подавления огневых точек".

Далее составители доклада описывают действия грузинских войск в Южной Осетии. "Грузинские наземные войска вошли в Южную Осетию 8 августа, незадолго до этого заняв окрестные осетинские сёла. Как в сёлах, так и в самом Цхинвали грузинские наземные соединения встретили сопротивление со стороны  югоосетинских сил, включающих в себя организованные подразделения, менее организованные группы ополченцев и вооружённых частных лиц". Утверждается, что югоосетинские силы  воевали в пешем порядке и использовали на гражданских машинах, и по этой причине грузинские войска не смогли отличить вооружённых бойцов от спасающихся бегством мирных жителей. В качестве примера приводятся расстрел грузинскими военными легковых автомашин на Зарской дороге 8 августа.

Это утверждение Amnesty International не выдерживает никакой критики. Во-первых, грузинские военные не могли не знать что с началом боевых действий через эту дорогу устремится поток беженцев в направлении границы с Россией. Во-вторых, очень сложно спутать вооружённых ополченцев с безоружными стариками, женщинами и детьми, которые в основном и бежали по Зарской дороге, в-пятых, многочисленные свидетельства беженцев говорят о том, что грузинские военные преднамеренно расправлялись с безоружными осетинами и брали их в заложники.

В главе под названием "нападения со стороны российских войск" описываются действия российской армии: "Российская армия наносила авиационные и артиллерийские удары четыре дня: с 8 по 12 августа. По утверждению грузинских властей, российская авиация совершила свыше 75 налётов на территорию Грузии. Со слов очевидцев можно сделать вывод, что в Южной Осетии основная часть авиаударов пришлась на сравнительно небольшой участок местности в районе Цхинвали, а в Грузии - на область точно к северу от города Гори. Удары в Гори наносились по четырём-пяти отдельным участкам в ходе атак, предпринимавшихся с 8 по 12 августа.

Со слов очевидцев можно сделать вывод, что основному обстрелу подверглись сравнительно небольшой участок местности в районе Эредви в Южной Осетии, а также окрестности Ткиави и Вариани в Горийском районе. Судя по всему, населённые грузинами сёла севернее Цхинвали - от Курты до Тамарашени - реже становились объектами ударов с воздуха. Удары по Гори наносились по четырём-пяти отдельным участкам в ходе атак, предпринимавшимся с 8 по 12 августа.

В большинстве случаев целью российских бомбардировок, очевидно, являлись позиции грузинской армии, находившиеся за пределами районов с плотной застройкой. Однако сёла и города также пострадали от ударов, пусть даже ущерб, по-видимому, ограничивается несколькими улицами и отдельными домами в некоторых деревнях".

География применения Россией ВВС показывает, что авиаудары наносились по местам постоянной дислокации и по местам сосредоточения грузинских войск на ТВД. К примеру, город Гори является одним из наиболее милитаризованных населённых пунктов Грузии, в районе этого города дислоцируются 1-я пехотная бригада,  артиллерийская бригада, инженерная бригада, отдельный танковый батальон и военный госпиталь МО Грузии. Также в Гори находятся склады с боеприпасами указанных подразделений. Базы и склады грузинской армии в Гори стали основными целями авиаударов российской авиации по городу. При этом, естественно, произошла детонация складов с оружием и боеприпасами, которые причинили ущерб гражданским объектам и стали причиной гибели и ранения гражданских лиц.

Грузинские сёла Горийского района, примыкающие к Южной Осетии, использовались грузинской армией при нападении на Южную Осетию. В частности на их территории располагались подразделения, вторгшиеся в Южную Осетию, также там располагались позиции грузинской артиллерии, обстреливавшей осетинские населенные пункты, резервы, штабы, склады оружия и боеприпасов, и, соответственно, являлись законными целями для их поражения российской и осетинской армиями.

Что касается грузинских сёл на территории Южной Осетии, то они ещё с 2004 года были превращены в мощные укрепрайоны. В самом ближнем к Цхинвали селе - Тамарашени в двух бывших зданиях сельских школ были оборудованы штабы, прорыты траншеи, соединенные с подвалами строений и обустроены ДОТы. В сёлах Тамарашени и Хети находились позиции батальонных миномётов. Всё мужское население этих сёл прошло военную подготовку и организованно в батальоны резервистов (до 2-х батальонов общей численностью 1 тыс. человек). В этих сёлах находились отряд спецназа МВД Грузии и рота грузинского "миротворческого" батальона. За пару часов "лиахвский коридор" превращался в укрепрайон, оборудованный системами долговременной обороны и снабжения.

Объездная дорога также была проложена в ещё один грузинский "анклав", включающий два села Авневи и Нули. Севернее села Авневи создан мощный опорный пункт, в задачу которого входила блокада дороги в Знаурский район Южной Осетии. Из мужского населения этого "анклава" также был сформирован батальон резервистов численностью до 300 человек. Здесь также находилась рота грузинского "миротворческого" батальона.

Ещё один грузинский "анклав", который был расположен восточнее Цхинвали, включал села Прис (грузинский), Берула, Аргвици и Ередви. По территории этого "анклава" проходит дорога из Цхинвали в сёла Цхинвальского и Ленингорского районов, которую блокировали незаконные посты грузинской полиции. Здесь также был сформирован батальон резервистов численность до 500 человек, и находилась рота грузинского "миротворческого" батальона.

Таким образом, действия российских и осетинских Вооруженных Сил в вышеперечисленных грузинских населённых пунктах  были абсолютно законными и оправданными. Действия же грузинских Вооружённых Сил содержат признаки нарушения пункта b статьи 58 Протокола I к Женевским конвенциям (требование не размещать военные объекты внутри или рядом с густонаселёнными районами).

В главе под названием "применение кассетных бомб" рассказывается о применении сторонами кассетных боеприпасов. Как утверждает Amnesty International ", кассетные бомбы применялись как российской, так и грузинской армией. Кассетные боеприпасы несут огромную угрозу для жизни и здоровья гражданского населения как в момент их использования, так и по завершении военных действий. Это связано со значительным радиусом поражения кассетных боеприпасов и большим числом входящих в их состав боевых элементов, которые часто остаются неразорвавшимися".

"Грузинское руководство публично признало использование кассетных бомб, отметив, однако, что применялись они лишь 8 августа против российских вооружённых сил рядом с Рокским тоннелем и вдоль Зарской дороги, идущей на север от Цхинвали".

"Однако большое количество поражающих элементов кассетных боеприпасов М85 (применявшихся грузинской армией) также обнаружены на линии, вдоль которой расположены грузинские сёла в Горийском районе (к югу от границы с Южной Осетией).

Характер кассетных боеприпасов таков, что даже при намерении поразить исключительно военные цели, высока вероятность того, что от них также пострадают мирные жители. Известно, что несколько тысяч мирных жителей бежали из своих домов в центральную часть Грузии и в Северную Осетию на протяжении всего 8 августа. Зарская дорога была очевидным путём спасения для югоосетин, устремившихся на север. Использование кассетных боеприпасов в более плотно заселённых районах, прилегающих к Южной Осетии, вызывает особую озабоченность".

"Несмотря на то, что Россия продолжает отрицать использование кассетных бомб, представители Amnesty International слышали немало свидетельств очевидцев, согласно которым такие боеприпасы применялись, и своими глазами видели остатки  российских кассетных боеприпасов в районах к северу от Гори. По утверждению составителей доклада там были обнаружены осколочные суббоеприпасы АО-2.5РТМ".
При этом не совсем понятно как Amnesty International установило, что указанные боеприпасы были именно российскими, ведь авиабомбы РБК-250 и КМГУ, которые снаряжаются суббоеприпасами АО-2.5РТМ, также стоят на вооружении и грузинской армии.

Следующая глава называется "Действия югоосетинских сил и отрядов ополченцев". По утверждению Amnesty International, "наступающие российские войска сопровождались, как регулярными югоосетинскими подразделениями, так и военизированными формированиями, которые совершали серьёзные преступления в отношении грузин в Южной Осетии и прилегающих "буферных зонах", находившихся под фактическим контролем российской армии. Очевидцы сообщают о фактах незаконных убийств, избиений, угроз, поджогов и грабежей, осуществлявшихся вооружёнными группировками с югоосетинской стороны, которые действовали при явном попустительстве российских вооружённых сил".

При составлении данной главы Amnesty International почему-то ограничился лишь "зверствами югоосетинских сил и отрядов ополченцев", видимо, "забыв" упомянуть преступления грузинских военных в Южной Осетии.
Между тем, надо отметить крайнюю жестокость грузинских военных по отношению к мирному населению. Уже с самого начала военной операции грузинские военные начали массовое уничтожение населения занятых осетинских населенных пунктов. По свидетельствам очевидцев, грузинские снайперы с окружающих Цхинвали высот расстреливали население города. Грузинские солдаты, вошедшие в город, забрасывали гранаты в подвалы, где пряталось мирное население. Грузинские танки давили людей и расстреливали здания. Аналогично грузины поступали и по отношению к российским миротворцам. Находящиеся на границе наблюдательные пункты МС и штаб в Цхинвали подверглись в первые часы массированным артиллерийским обстрелам. На занятых грузинскими солдатами наблюдательных пунктах МС добивались оставшиеся в живых миротворцы.

В выводах доклада и рекомендациях сторонам конфликта и международному сообществу Amnesty International констатирует, что "все участвовавшие в конфликте стороны совершали серьезные нарушения международного права в области прав человека и гуманитарного права". По всем этим фактам, отмечает организация, необходимо провести расследования и принять меры по возмещению ущерба. Заняться им предлагается международной комиссии, которая должна быть создана и наделена соответствующими полномочиями.