Поляки снова поменялись
Владислав Гулевич

Поляки снова поменялись

15 сентября Сейм Польши принял постановление по случаю 75-летия со дня образования NSZ — Национальных Вооруженных Сил (Narodowych Sil Zbrojnych). Отныне ветераны NSZ на государственном уровне признаются героями.

«NSZ насчитывали 80-100 тыс.солдат. После Армии Крайовой (АК) были вторым по численности сугубо военным формированием польского независимого подполья. В 1944 г. в большинстве своём были включены в состав АК», - говорится в постановлении.

История NSZ очень запутана. Создаваемые как военная сила, направленная против Красной армии, NSZ, действительно, сражались и с немцами. Но чем ближе был разгаром Третьего рейха, тем все меньше желания изъявляли NSZ для борьбы с гитлеровцами. Когда скорая победа Красной армии над фюрером была очевидна, NSZ переключились на борьбу с нею, а не с фюрером.

С немцами NSZ вступали в бой все реже, видя главную опасность в Советском Союзе, а не в Германии, стоявшей на грани полного разгрома. Были случаи, когда отдельные командиры NSZ вступали в сговор с нацистами, координируя свои действия против Армии Людовой (АЛ) и советских военнослужащих.

АЛ незаслуженно забыта в сегодняшней Польше. Силясь доказать, что освобождение Польши от нацистов было второй оккупацией, Варшава на роль героев выдвигает АК, убивавшую советских солдат в тылу, а не АЛ, сражавшуюся с нашими воинами плечом к плечу.

Армия Людова, как официальные вооружённые силы Польши, сделала для победы над фашизмом в разы больше, чем подпольная АК. В отличие от некоторых подразделений АК и союзных ей формирований, АЛ не пыталась договориться с нацистами, а вела с ними бескомпромиссную борьбу.

В послевоенное время АК ограничилась нападениями на госслужащих, убийствами советских и польских солдат и сотрудников службы безопасности, ограблениями и насилием в отношении, как католического польского и словацкого, так и православного белорусского населения.

АЛ, в отличие от АК, занималась не грабежами, а работала на восстановление разрушенной Польши, но сегодня ветераны АЛ чувствуют себя преданными. Все почести достаются прятавшимся по лесам «аковцам», а не им, своим трудом поднимавшим польские города из разрухи.

Культ АК нужен Варшаве тем, что насквозь пропитан русофобией. Все преступления АК (например, карательные акции против белорусских деревень Шпаки, Концевизна и др.) либо замалчиваются, либо преподносятся как досадная случайность или неизбежность.

По известной поговорке «война все спишет», оправдываются все действия NSZ, даже массовые убийства польских военнослужащих и партизан. Кстати, NSZ действовали также против советских партизан, и не один их десяток погиб от рук фанатиков Речи Посполитой «от моря до моря».

NSZ грезили восстановлением Польши в границах 1939 г. Рассчитывая на конфликт между США и СССР, NSZ мечтали о третьей мировой войне, т.е., толкали мир (или хотели толкнуть) в пламя жесточайшего конфликта, который на фоне только что окончившейся Второй мировой окончательно обескровил и опустошил бы Европу.

«Една бомба атомова и вручимы до Львова. Друга бомба сильна и вручимы до Вильна» - это строки из песенки боевиков NSZ, мечтавших при помощи американских бомб вернуть себе Львов и Вильнюс. И сложно представить, что было бы с Польшей, если бы их мечты сбылись! Ведь война шла бы на польской территории!

Их расчеты на кратковременность существования послевоенного уклада не оправдались. К концу 1950-х польские спецслужбы окончательно искоренили бандподполье, грабежи сберкасс, магазинов и убийства учителей, врачей и милиционеров прекратились.

Теперь же, в угоду политической конъюнктуре, убийцы и террористы NSZ на пьедестале почета, куда нет доступа настоящим героям и победителям фашизма — ветеранам Армии Людовой.