Цхинвал атаковали военные капелланы Грузии
Заур Алборов

Цхинвал атаковали военные капелланы Грузии

Священники Грузинской православной церкви участвовали в агрессии против Южной Осетии Военные капелланы (священники) Грузинской Православной Церкви принимали непосредственное участие в боевых действиях против народа Южной Осетии. Так, в статье Eurasianet под названием «Грузия: в военном планировании и ведении боевых действий выявлены недостатки» описывается момент, подтверждающий непосредственное участие грузинских священников в боевых действиях. Вот как описывает бой старший лейтенант 4-ой бригады: «Мы легли на землю, а капеллан нашей бригады с торчащей из-под каски бородой подполз и благословил нас». Более того, имеются многочисленные свидетельства, что грузинские священнослужители также брали в руки оружие. Еще во времена, когда президентом Грузии был Эдуард Шеварднадзе, в результате подписания между ним и Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II «конституционного соглашения» Православие фактически было возведено в ранг государственной религии. Один из пунктов соглашения гласит, что «государство обеспечивает создание института военных священников в армии». Тогда же было принято решение о том, что в случае войны или всеобщей мобилизации Церковь обязуется дать благословение священнослужителям на защиту Отечества, в том числе в качестве военных капелланов. В грузинской церкви был создан специальный Департамент по взаимосвязи с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. Подготовка капелланов для грузинской армии осуществляется в тбилисской духовной семинарии. После месячных курсов они разъезжаются по частям и подразделениям, чтобы крепить дух солдат Вооруженных Сил. В задачи капелланов Вооружённых Сил Грузии входит: проведение религиозных обрядов, духовное воспитание военнослужащих, проведение морально-психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям. Военные капелланы принимают участие в учениях, маневрах и стрельбах, а также в специально устраиваемых для них полевых учениях. В случае необходимости они должны быть готовы принять непосредственное участие в боевых действиях и быть готовыми заменить командиров. Непосредственно перед началом агрессии грузинские священники – капелланы и другие представители духовенства провели большую работу по морально-психологической подготовке грузинских солдат к боевым действиям. При этом им разъяснялась необходимость предстоящей войны, высказывалась идея о необходимости полной очистки территории «Самачабло» (лжетермин, применяемый грузинскими националистами при обозначении Южной Осетии – З.А.) от осетинского населения. Также было организовано массовое крещение солдат. По данным военных экспертов, грузинская церковь не первый раз принимает участие в кровавых авантюрах против народов Абхазии и Южной Осетии. Так, ГПЦ оказывала финансовую и иную помощь режиму Звиада Гамсахурдия во время грузинской агрессии против Южной Осетии в 1989-1992гг. Представители грузинской церкви отправляли посылки с подарками для грузинских боевиков, воевавших против Южной Осетии. В своём ответе на письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, где московский Патриарх осуждал политику грузинской церкви по одобрению войны против осетин, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II написал: «Ваше святейшество, мне хочется, чтобы Вы знали, что этнического конфликта в Грузии нет. Культурная автономия осетинского народа в Грузии весьма высока». Кроме того, в этот же период Илия II издал чрезвычайный приказ, который был зачитан 28 октября 1990 года после молебна в Сионском патриаршем соборе: «Во имя Отца и Сына и Святого духа приказываю: Отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невинность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского парода. Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению. Чрезвычайный приказ этот принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации братоубийство». Наказанию не подвергались даже те грузины, совершившие преступления против осетин, имена которых были известны. Отметилась грузинская церковь и в войне против Абхазии, когда грузинские священники принимали непосредственное участие в боевых действиях и натравливали грузин на абхазов. В частности, известно, что грузинский митрополит Давия Сухумский призывал к «священной войне», указывая, что при необходимости «и церковь должна вооружиться» (Бог рассудил по-своему: через три дня после своей проповеди воинственный священник умер от инфаркта – З.А.). Выступая 15 октября 2008 года в Тбилиси на закрытии Третьего международного мирного форума, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II горячо заверил паству, что «грузинский народ никогда не смирится с потерей Абхазии и Самачабло».