Глупость «понад усе»
Владислав Гулевич

Глупость «понад усе»

Источник нынешних проблем Украины был заложен в далёкие уже 1990-е, когда Украина только обретала свою независимость и строила её на идеологии государства-нации.

Государство-нация – это государство, где этническое самосознание подавляется в угоду политическому сознанию. Термин «политическая нация» был весьма популярен на Украине в начале 1990-х. Политическая нация — это определение национальной принадлежности гражданина не по его этническим корням, а по паспорту.

Армянин, азербайджанец, таджик или русский с паспортом украинского гражданина объявлялся украинцем, тем самым политическим украинцем, о которых говорили и писали деятели галицко-русского движения конца XIX – начала ХХ века.

Напомним, галицко-русское движение было реакцией на антирусскую украинизаторскую политику Польши и Австрия-Венгрии. Галицким русинам (предкам современных жителей Галиции, Волыни) навязывалась прозападная украинская идентичность, все русское объявлялось чужим и не своим, вплоть до физического уничтожения тех, кто держался за общерусское самосознание и отказывался в приказном порядке считать себя украинцем.

Австро-Венгрия и Польша ковали не этнических украинцев, а политических. То есть, в ту эпоху «украинец» — это была политическая профессия, а не национальность. Лишь много позже украинская региональная идентичность была навязана всему населению Украины.

Политические украинцы должны были стать основой политической украинской нации. Политическая нация направлена против культурной полифонии, этнического разнообразия и ансамбля культур. Политическая нация может существовать только за счёт их подавления, обеднения этнической палитры, ассимиляции народов.

В России есть русские и россияне. Россияне — это чеченцы, калмыки, ненцы, карачаевцы. На Украине есть только украинцы. На бытовом уровне украинский грузин или мордвин может сколько угодно поддерживать свои национальные традиции и язык, для государственной идеологии он — политический украинец и точка.

Политическая нация раскалывает семьи и сеет внутреннюю вражду. Приазовские греки-переселенцы с XVIII в. проживают в российской Кубани и в украинском Приазовье (Мариуполь и близлежащие города). С позиции их понимания собственной этнической принадлежности, они все — один народ. С точки зрения идеологии украинского государства-нации они разные народы. Кубанский грек — это «российский оккупант», мариупольский грек — фанатик Бандеры и Шухевича и горячий патриот украинской самостийности потому, что он украинский гражданин. Так должно быть в идеале, если следовать курсу государства-нации, и к этому стремится идеология украинства.

Европейские государства, в большинстве своём, это государства-нации. Никто уже не помнит, что во Франции жили бретонцы и окситанцы, в Германии — лужичане, в Нидерландах — фризы. Они все превратились во французов, немцев, голландцев. На законодательном уровне их культура поддерживается, но уже слишком поздно. Вряд ли её ожидает расцвет и прогресс. Она погублена государством-нацией.

Украина до 1991 г.никогда не была государством-нацией. Мы сегодня видимо первую попытку сколотить украинское государство-нацию. Украина ранее была частью империи и это было большим плюсом, ибо империя, как механизм государственного устройства, сохраняет этническое многообразие. Поэтому в Российской Империи ни один народ не был уничтожен физически, хотя некоторые из них исчезли в результате необратимой ассимиляции в силу своей малочисленности (например, исчезнувшие тюльберы были крайне малочисленны уже в XIX в.).

Путь к государству-нации всегда усеян репрессиями и насилием. Европа, умывшись кровью, этот путь прошла, Украина пока по нему идёт, и уже несёт потери, человеческие и территориальные. Два одинаковых случая в истории не бывает, и пытаться повторить полностью судьбу Европы — это глупость. И на этой глупости построена идеология украинской государственности.