Доклад «О ситуации с правами российских соотечественников на Украине» (часть 2)

III. Религиозная ситуация на Украине Украинская власть считает, что «религиозный комплекс Украины является сложной системой взаимодействия и взаимовлияний канонически и организационно структурированных церковных учреждений. Эта система выступает неотъемлемой составляющей общественной жизни, чувствительно реагирует на утверждение в общественном сознании демократических ценностей, мировоззренческих и национальных идей, морально-этических принципов, собственных позиций в трактовании национальной и церковной истории, которая оказывается в росте общественной активности верующих, углублении внутрицерковной интеграции и мобилизации, усилении влияния на внутреннюю и внешнюю политику религиозного фактора. Социально-политическая стабильность страны в значительной мере предопределяется содержанием и направленностью государственно-церковных и межконфессиональных отношений, общественной активностью религиозных учреждений. Современная стратегия сотрудничества государства и церкви как целенаправленный и системный процесс утверждает духовную культуру, формирует поле толерантности и взаимоуважения, направленная на поиск взаимоприемлемых форм и методов решения социальных и религиозных проблем. Достижение этой цели возможное при условии межконфессионального согласия и согласия, углубление процесса дальнейшей интеграции церкви в общество». Общая характеристика религиозного поля Украины Религиозная сеть в Украине, по состоянию на 1 января 2007г. представлена 55-ю вероисповедальными направлениями, в рамках которых действуют 33063 религиозные организации, в том числе 31749 религиозных общин, 79 центров и 238 управлений, 406 монастырей, 326 миссий, 80 братств, 185 духовных учебных заведений, 12775 воскресных школ, 29423 священнослужителя. Численность церковных печатных СМИ – 380. Для богослужений религиозные организации используют 21520 культовых и приспособленных под молитвенные нужды сооружений. Начиная с 2000г. расширение религиозной сети имеет стабильный характер и составляет 4,17% на год. Анализ распространения религиозных конфессий, течений и направлений, количественных показателей религиозных общин свидетельствует об уменьшении разности их численности в разных регионах Украины. На начало 1992г. в западных областях действовало 7742 (59,7% общего количества общин) первичных ячеек верующих, в 2000г. – 41,3%, то на начало 2007г. – 35,4% (или 11236 общин). На Украине только в западном регионе фактически создана, по мнению украинских властей, «сеть конфессионно-церковных организаций, почти достаточная для удовлетворения религиозных нужд верующих». Вторым по числу религиозных организаций является центральный регион, где со времени получения Украиной независимости количество первичных ячеек верующих выросло на 4971 и составляет 7190 приходов, или 22,6% от общего количества религиозных общин. Южный регион характеризуется наибольшим приростом религиозных общин, в частности религиозных общин национальных меньшинств. Если в 1991г. было 956 ячеек, то на конец 2007г. – 5526, т.е. их количество выросло за эти годы на 82,7%. Восточный регион отличается наименьшим приростом численности общин. Здесь действуют 2876 приходов, что составляет 9,1% от общего количества на Украине. Распределение церковно-религиозных организаций по конфессиональному признаку Распределение церковно-религиозных организаций по конфессиональному признаку свидетельствует о доминировании на Украине Православия, к которому относятся 16 327 приходов (51,4% общего количества религиозных ячеек верующих страны). Вместе с тем, усиливается тенденция к уменьшению их доли в общей составной, а прирост религиозных общин является низшим от общегосударственного показателя. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП) Самая многочисленная (11085 приходов) – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), составляет 67,9% православных общин Украины. Почти треть – 3394 общины (30,6%) УПЦ МП расположены в центральном регионе, наибольшее количество – в Хмельницкой (878), Винницкой (891), Киевской (601) и Житомирской (564) областях. На протяжении 2006г. численность религиозных общин УПЦ МП увеличилась на 210 единиц. Сегодня УПЦ МП имеет в своем распоряжении 167 монастырей. 37 братств, 17 духовных учебных заведений, 8 миссий и 4139 воскресных школ. Священнослужителями церковь обеспечена на 85,0%. Украинская православная церковь Киевского патриархата УПЦ КП Так называемая Украинская православная церковь Киевского патриархата УПЦ КП по количеству религиозных организаций – приходов занимает второе место (3882) на Украине после УПЦ МП. В её структуре действуют: патриархия, 31 епархиальное управление, 43 монастыря, 26 миссий, 8 братств, 16 духовных учебных заведений и 1274 воскресные школы. Деятельность церкви освещают 35 периодических религиозных изданий. На протяжение последних лет эта лже-церковь расширила свою сеть во всех регионах Украины. В 2007г. их количество составляло 1712, или 44,1% . Распределение приходов УПЦ-КП по регионам Украины таково: в центральном – 21,8%. в северном – 20,2% , в восточном и южном регионах действуют по 13,9% общего количества общин. Украинская автокефальная православная церковь За период своего легального существования на Украине (с июня 1990г.) Украинская автокефальная православная церковь существенно пополнила свою структуру и ныне имеет патриархию, 12 епархиальных управлений, 6 монастырей, 7 миссий, 2 братства, 7 духовных учебных заведений (275 слушателей), 301 воскресную школу. Деятельность церкви освещают 7 периодических изданий. 1155 общин обслуживает 671 священнослужитель. На сегодня 822 приходу УАПЦ (71,2%) действуют в западных областях страны. Униаты (Украинская греко-католическая церковь – УГКЦ) Униатская сеть Украинской греко-католической церкви начала восстанавливаться с 1989г., когда впервые после ВОВ были легализованы 132 общины, в т.ч. в Львовской области – 125 и Закарпатской – 7. Сегодня УГКЦ имеет митрополию, 3 экзархата (Киево-Вышгородский, Одесско-Крымский и Донецко-Харьковский), 18 епархиальных и монашеских управлений, 3480 общин, 97 монастырей, 15 духовных учебных заведений (1587 слушателей), 15 миссий и 2 братства. Деятельность церкви освещают 27 периодических изданий. Почти 95% греко-католических общин находится в западном регионе Украины. Более всего их в Львовской (1471), Тернопольской (757) и Ивано-Франковской (639) областях. Если в начале 1992г. униатская церковь имела свои ячейки в половине областей Украины и в Киеве, то сегодня общины УГКЦ действуют во всех регионах Украины. Католики (Римо-католическая Церковь - РКЦ) Руководящие органы Римо-католической церкви были восстановлены на Украине 1991г. За последние годы структуры церкви значительно укрепились, а динамика количественного развития замедлилась, так, в 2006г. РКЦ увеличила свою сеть лишь на 11 единиц. Ныне РКЦ имеет митрополию, 14 диецезиальных и монашеских управлений, 890 общин, 88 монастырей (656 монахов), 39 миссий, 3 братства, 8 духовных учебных заведений (671 слушатель), 551 воскресную школу. Верующих церкви обслуживают 527 священнослужителя, из них 267 –иностранцев. Жизнь и деятельность РКЦ освещают 14 периодических религиозных изданий. Основная часть общин сосредоточена в Винницкой, Житомирской, Закарпатской, Львовской, Хмельницкой областях – 65,2% их общего количества. После 1989г. количество общин РКЦ увеличилась на 776 единиц, или 87,2% (было 114). Актуальной остается проблема подготовки кадров священников для этой церкви, 50,7% священников-католиков – иностранцы. Протестантизм Протестантизм на Украине насчитывает около 10 тыс. религиозных ячеек, которая составляет почти 30% всей религиозной сети. Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов (ВСОЕХБ) наиболее влиятельное и многочисленное протестантское сообщество на Украине. В структуре ВСОЕХБ объединены 2705 религиозных организаций, где действуют 26 действующих региональных и областных управленческих структур, 1 центр, 92 миссии, 3 братства, 42 духовных учебных заведения, где учится почти 9 тыс. будущих пресвитеров, дьяконов, регентов и других служителей культа. 2541 общину обслуживают 3160 священнослужителей, в том числе 13 иностранных граждан (данные на конец 2007г.). Основы вероучения преподают в 1456 воскресных школах. Внутренняя и международная жизнь церковного сообщества освещается в 15 периодических религиозных изданиях. Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской - пятидесятников имеет 1588 организаций. В его состав входят: центр, 27 областных управлений, 51 миссия, 2 братства, 1491 община верующих. Церковные службы проводят 2246 священнослужителей, из них 12 иностранных граждан. Более 900 пресвитеров и дьяконов проходят подготовку в 16 духовных учебных заведениях. При общинах действует 1011 воскресных школ. Вопросы развития церкви и ее религиозная жизнь освещаются в 27 периодических изданиях. Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня достаточно влиятельна среди протестантских церквей. Она насчитывает 1045 религиозных организаций: в том числе 1 центр, 9 региональных управлений, 2 миссии, 3 духовные учебные заведения, 1 братство и 1029 общин, в которых религиозные нужды верующих удовлетворяют 1178 священнослужителей. Основы этого вероучения излагают разным возрастным группам в 749 воскресных школах. Её внутреннюю и международную деятельность освещают 9 периодических изданий. После принятия Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» развернули свою деятельность новые религиозные течения и направления: Новоапостольская церковь - 58 ячеек с центром в Киеве, церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 49 ячеек. Также на Украине насчитывается 43 организации общества сознания Кришны, в том числе 35 общин, 1 центр, 5 управлений, 2 духовных учебных заведения (210 слушателей), деятельность религиозной организации освещают 2 периодические издания. Как правило, общины новейших религиозных образований сосредоточены в южном и восточном регионах Украины. Религиозные организации харизматического толка функционируют по всей Украине. Наибольшее их количество в Донецкой области (свыше 10% общего количества). Более одной тысячи религиозных организаций представляют этноконфессиональные образования. Наибольшая из них по численности – последователи ислама – 499 организаций. Иудаизм – 285 организации. Прочие религиозные направления: Закарпатская (венгерская) реформаторская церковь – 118, Немецкая евангелическо-лютеранская церковь – 40, Армянская апостольская церковь - 23. Функционируют также одиночные этноконфессиональные общины чехов, готов, корейцев, шведов, а в Автономной Республике Крым - караимов и крымчаков, в Херсонской и Запорожской областях – менонитов. Наибольшая доля религиозных организаций национальных меньшинств сосредоточена в Автономной Республике Крым. Религиозные общины всех церквей, конфессий, направлений и течений обслуживают 29423 священнослужителя, при этом уровень обеспеченности ими составляет 98,4%. УПЦ МП 9327 священнослужителя (85,0%), УПЦ КП – 2867 (75,0%), УАПЦ – 671 (58,1%), УГКЦ – 2191 (63,3%), РКЦ – 527 (59,7%), ВСО ЕХБ – 3160 (128,4%), ВСЦ ХВЕ – 2246 (160,0%), АСД – 1178 (119,4%). По состоянию на 1 января 2008г. религиозные организации для осуществления своей уставной деятельности использовали около 22 тыс. культовых зданий и сооружений. С начала 90-х религиозным организациям возвращено в собственность или же передано в пользование 3,6 тыс. бывших культовых сооружений, которые использовались не по назначению, и свыше 12 тыс. предметов церковной утвари. При содействии органов местной исполнительной власти, органов местного самоуправления и привлечение внебюджетных средств за это время построено 4900 культовых сооружений, строят 2406 культовых объектов. Вместе с тем религиозные организации пользуются 6462 арендованными и 1544 бывшими некультовыми церковными зданиями. Динамика роста сети религиозных организаций свидетельствует о том, что путь экстенсивного развития религиозной среды на Украине исчерпан. Несмотря на рост численности протестантских и нео-религиозных организаций, доминирование Православия на Украине пока сохраняется. Религиозные конфликты на Украине Наибольшие трения и нарушения у государства Украины имеются только с одной конфессией – Украинской православной церковью Московского Патриархата (УПЦ МП), прихожанами которой являются около 70% православных Украины, их природа коренится в желании квазиэлиты Украины поставить Православие на Украине под свой контроль, как политический ресурс. Ещё в начале 90-х гг. украинская квазиэлита предприняла серьезные усилия по созданию единой (Поместной) православной украинской церкви, планируя вытеснить с Украины УПЦ-МП и объединить под руководством Филарета- Денисенко всех православных на Украине. Экзарх Филарет ушел в раскол, и провозгласил себя «Патриархом Руси-Украины» конечно не без согласия украинской квазиэлиты. Вот краткий перечень деяний Филарета-Денисенко. Именно по его духовному наущению, усилиями боевиков УНА-УНСО была предпринята попытка силового захвата Киево-Печерской Лавры. Это произошло в ночь с 18 на 19 июня 1992г. Налетчики, взломав дверь корпуса наместника, захватили наместника монастыря архимандрита Питирима и епископа Донецкого Иннокентия. Атака была пресечена совместными усилиями верующих и спецподразделениями ОМОНа под командованием полковника А.Куликова. Организатором и вдохновителем этой террористической акции являлся бывший митрополит Филарет. Исполнителем разбоя, по заключению тогдашнего начальника Печерского РОВД Б.Школьного, была организация «Украинская национальная самооборона». Далее Кравчук и Филарет предприняли попытку объединения с Украинской автокефальной православной церковью, которую на тот момент возглавлял Мстислав. 25-26 июня 1992 г. в Киеве, на Пушкинской, 36, в приемной Филарета, произошло собрание нескольких «епископов» УАГЩ, депутатов, обслуживающего персонала «митрополии», именуемое «объединительным собором двух церквей». Решением «собора» «упразднились» обе «церкви», а все их имущество, финансы и средства объявлены собственностью вновь созданной организации, называемой УПЦ-Киевский патриархат. Ее руководителем «решено считать» «патриарха» УАПЦ Мстислава, «замом» – Филарета, управделами – Антония (Масендича). Управление новорожденной «церковью» передавалось созданной здесь же «Высшей церковной раде», в которую вошли и присутствовавшие депутаты Червоний, Поровский, Шевченко. Было объявлено, что церковная казна Украинской Православной Церкви в 4 млрд. рублей также становится собственностью новой организации. Часть «епископов» категорически отказалась участвовать в этой афере и покинула собрание (Николай Грох, Пантелеймон Романовский, Антоний Фиалко, которые впоследствии возвратились в Украинскую Православную Церковь, принося покаяние и приняв перерукоположение). Руководитель УАПЦ Мстислав узнал об «упразднении» своей «церкви» лишь на пятый день. 1-10 июля 1992г. состоялся визит в Киев из Савт Банд Брука (США) «патриарха» Мстислава (Скрыпника). Встреченный «архиепископом» Владимиром (Романюком), «архиепископом» Данилой (Ковальчуком) и «епископом» Иаковом (Панчуком), а также депутатами Верховного Совета Украины И.Драчем, О.Шевченко, Н.Поровским и другими, «патриарх» Мстислав был поселен в бывшем санатории ЦК КПУ в Пуще-Водице под Киевом. 2 июля Мстислав встречался с Президентом Украины Л.Кравчуком. К журналистам «патриарх» допущен не был. Отношения между Филаретом и Мстиславом можно охарактеризовать как острейшую конкурентную борьбу. Так 20 октября 1992г. «Патриарх» Мстислав обратился к «епископату, духовенству и мирянам» УАПЦ с призывом не признавать «объединения» УАПЦ – УПЦ-КП. Решения так называемого «Всеукраинского Православного собора» 25-26 июня 1992г. и руководства УПЦ-КП объявлены «необязательными к исполнению». А уже 25 октября 1992г. в новом «Обращении» к верным УАПЦ, «патриарх» Мстислав определяет, что с самого начала «акт объединения» был фальшивым. 11-25 декабря 1992г. состоялся последний визит «патриарха» Мстислава на Украину. Он остановился в гостинице «Москва». Очевидцы говорили что он, жалуясь журналистам, говорил, что все его предали, и ему «даже негде переночевать». Украинская власть, таким образом, сделала окончательную ставку на Филарета-Денисенко. А Мстислав покинул Украину и возвратился в США – место постоянно своей дислокации. «Патриарх» Мстислав умер 11 июня 1993г. в Канаде. 14 октября 1993г. «Патриархом» УПЦ-КП избран «митрополит» Владимир (Романюк). Декабрь 1993 – январь 1994г. Из УПЦ-КП официально вышли пять «архиереев» во главе с «отцом-сооснователем»: «митрополит» Антоний (Масендич), «архиепископ» Спиридон (Бабский), «епископ» Роман (Попенко), «епископ» Софроний (Власов) и «епископ» Иоанн (Сиопко). «Епископы» выступили с покаянным обращением к украинскому народу, в котором призвали свою бывшую паству вернуться в каноническую Церковь, ибо Филарет и его лжецерковь «ведут их к вечной погибели». Ноябрь 1994г. В автокатастрофе гибнет «митрополит» Иоанн (Боднарчук). Часть епископов УАПЦ заявила о том, что катастрофа была подстроена. Декабрь 1994г. Владимир Романюк в срочном порядке просит у Госкомрелигий Украины снять с регистрации структурное подразделение УПЦ-КП «Чин Святителя Илариона». Эта организация была разоблачена правоохранительными органами, как крупнейший центр по вербовке наемников в «горячие» точки СНГ (в Киеве было арестовано более 140 наемников, вернувшихся из Карабаха). Юридический адрес «Чина» – резиденция Филарета (ул. Пушкинская, 36). Разоблачение наемников могло привести к снятию с регистрации всей филаретовской лжецеркви. 4мая 1995г. «Патриарх УПЦ-КП» Владимир (Романюк) издал указ об увольнении «митрополита» Филарета за нарушение «субординации» с должности «заместителя патриарха». Романюк обратился в Управление по борьбе с организованной преступностью с заявлением, в котором просил защиты от своего заместителя. Там же он указал на связи Филарета с криминальными кланами Киева и просил помощи в том, чтобы найти церковную кассу УПЦ, присвоенную Филаретом (по его утверждениям, миллиарды рублей были конвертированы Филаретом и переведены на зарубежные счета в Германию). Начальник киевской милиции генерал Поддубный выделил Романюку круглосуточную охрану, чтобы защитить его от филаретовцев на время подготовки «синода УПЦ-КП». 5июня 1995г. Советом по делам религий при Кабинете Министров Украины, была восстановлена регистрация «Устава УАПЦ». Тем самым УАПЦ была легализована после трехлетнего произвола властей. 14 июля 1995г. Владимир (Романюк) был вызван на свидание неизвестными лицами в Киевский Университетский ботсад, где скончался самым загадочным образом. По официальной версии, некие неизвестные женщины занялись реанимацией потерявшего сознание Романюка прямо у стен клинической больницы. В течение почти двух часов они пытались привести его в сознание, поломав ребра (что указано в акте судмедэкспертизы), и ставя прямые уколы в сердце. Неизвестных реаниматоров выявить не удалось. Часть автокефальных «епископов» (Мефодий Кудряков и др.) до сих пор утверждают, что Романюк был убит филаретовцами. 18 июля 1995г. «Второе Софийское побоище» или «Черный вторник». Похороны Романюка которые возглавили Кравчук и Филарет переросли в кровавые беспорядки. Власти дали разрешение похоронить Владимира на Байковом кладбище, однако, Кравчук и Филарет-Денисенко при поддержке отрядов УНА-УНСО, используя гроб с телом покойного в качестве тарана, изменили маршрут похоронной процессии и вместо кладбища двинулись по направлению к Софийскому собору. Их замысел был простой – предать земле тело Владимира в пределах Софийского собора тем самым автоматически канонизировать Владимира как святого, ибо погребенный в пределах Святой Софии т.е. на территории Собора, становится святым, и таким образом, легитимизировать новую православную церковь на Украине через новопреставленного святого. Но этому воспрепятствовал тогдашний президент Украины Кучма, не потому что он был против создания отдельной от РПЦ церкви, а потому что процесс создания украинской Поместной церкви должен был идти только под его Кучмы руководством. Поэтому спецподразделения милиции под руководством генерала Будникова жестоко подавили попытку прорыва на территорию Софийского собора, но не воспрепятствовали захоронению под стенами собора, где и до сих пор эта могила находится. 20 октября 1995г. Во Владимирском соборе на «поместном соборе» УПЦ-КП, «блаженнейший заместитель патриарха» Филарет избирай «святейшим патриархом Киевским и всея Руси-Украины». Во избежание «недоразумений» выборы проходили безальтернативно. Это привело к тому, что большинство «епископов», объединяющих две трети приходов УПЦ-КП, сбежали прямо с «собора». Они направились в «Феодосиевский монастырь», где состоялась их встреча с «архиереями» УАПЦ и был оформлен «Акт объединения церквей» без Филарета. В числе подписавших акт были «патриарх» Димитрий (Ярема), «митрополит» Андрей (Абрамчук), «митрополит» Василий (Боднарчук) и «архиепископ» Петр (Петрусь) и др. Через несколько дней филаретовские «семинаристы» выбили «новообъединенную церковь» из монастыря, а Филарет лично обратился с угрозами в адрес «отсутпников», принуждая их вернуться в УПЦ-КП. На начало 90-х приходится пик захвата православных храмов филаретовцами и униатами, в основном на Западной Украине и в Киеве. В Тернополе к середине 1990г. в юрисдикции Русской Православной Церкви уже не оставалось ни одного храма: большинство было в руках униатов (в том числе и церковь, построенная в 1540 году, задолго до Брестской унии), а кафедральный Рождественский собор после измены его настоятеля священника Валерия Кудрякова (ныне раскольничий «епископ» Мефодий) захватили автокефалисты. Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Лазарь (Швец), сторонник предоставления канонической автокефалии Украинской Церкви, тем не менее, не смог противостоять разгрому епархии. Юрисдикцию Московского Патриархата сохранили здесь, главным образом, приходы Кременецкого района (до 1918г. это был пограничный уезд Российской империи с целиком православным населением, после Великой Отечественной войны этот район Волыни искусственно был включен в состав Тернопольской области, бывшей до 1918г. частью Австро-Венгрии). В Ивано-Франковске из семи православных церквей к середине 1990г. также не осталось ни одного прихода канонической Украинской Православной Церкви: шесть в руках униатов, один занят раскольниками. Православным же предоставлено только помещение детского сада вместимостью 150-200 молящихся. И все же несмотря на захваты храмов и откровенную поддержку властями как раскола, так и унии, даже в ультранационалистической Галичине в 1990г. еще оставалось значительное число приходов канонической Украинской Православной Церкви. Было как минимум четыре попытки захвата и Почаевской Лавры, последних две уже в этом десятилетии. За последние три года наиболее серьезные и резонансные захваты Православных Храмов имели место в Тернопольской, Ровенской и Черниговской (был захвачен Собор Св. Екатерины) областях. Приложение 1: Распределение детских садов по областям Украины, можно просмотреть тут (формат doc, 70Kb). Приложение 2: Распределение по областям Украины школ с украинским и русским языком обучения, можно просмотреть тут (формат doc, 74Kb). Полный текст доклада можно просмотреть тут (формат doc, 253Kb).