Бессконтрольный Учитель
Сергей Аксенов

Бессконтрольный Учитель

Отсутствие контроля за выделенными на фильм «Матильда» средствами привело к фатальному изменению сценария.

Раздирающий российское общество скандал с фильмом «Матильда» имеет помимо исторического еще и вполне банальное материальное измерение. Продолжая спорить, сторонникам и противникам киноверсии режиссера Алексея Учителя было бы полезно задуматься о причинах, которые привели именно к такой интерпретации событий столетней давности.

Как показывает даже самое скорое расследование, вероятная причина – деньги. Точнее отсутствие должного контроля за их расходованием ровно на те цели, на которые они были выделены государством. А выделялись они на фильм о балерине Матильде Кшесинской. О балерине.

По свидетельству главы Общественного совета Министерства культуры России Павла Пожигайло, инициативу создания фильма о Кшесинской с самого начала поддерживал худрук Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, именно в Мариинке должна пройти октябрьская премьера. Дальше был сценарный комитет во главе с Владимиром Хотиненко, утвердивший сценарий фильма о великой балерине. Однако практика такова, что Фонд кино, выделяющий средства, не контролирует процесс съемок изнутри, предоставляя режиссеру полную творческую свободу. Как выяснилось, в том числе и свободу от обязательств воплотить на киноэкране то, о чем договаривались. В результате, сценарий был переделан «по ходу пьесы».

О требовательности Алексея Учителя к сценарию «Матильды» изданию The Insider рассказал бизнесмен и продюсер, и как он утверждает автор идеи фильма, Владислав Москалев. По его словам, на раннем этапе работы над лентой, в 2012 году, Учитель уже отклонял несколько вариантов: сначала - сценарий товарища Москалева, Андрея Геласимова, а потом сценарий Пола Шредера – сценариста «Таксиста» и «Последнего искушения Христа».

Помимо перипетий со сценарием продюсер приоткрыл тайну финансирования «Матильды». Одним из источников был кипрский офшор «Газпромбанка», утверждает он. Можно ли до конца верить Москалеву – не ясно. Сейчас он живет в Канаде, в России против него возбуждено уголовное дело.

Тем не менее, сведениями Москалева уже заинтересовалась депутат Госдумы Наталья Поклонская. Она запросила у The Insider копии подтверждающих его слова документов. Открыв страницу Поклонской ВКонтакте, можно обнаружить такие строки: «В мое распоряжение поступили документы о сомнительных схемах финансирования "Матильды", которые могут иметь признаки коррупционных нарушений. Среди них - контракты о переводе миллионов евро из офшорной кипрской компании на счет одного из небезызвестных фондов в поддержку культуры и искусства. Выделяли конкретно под фильм "Матильда". Все эти документы передам в правоохранительные органы».

Что же, Поклонская славится своей принципиальностью, а значит расследование впереди.

Сам Алексей Учитель коррупционные моменты полностью отрицает, однако упоминает «Газпромбанк», о котором рассказывал беглый продюсер Москалев. «Для съемок фильма привлекалось финансирование Фонда кино, "Газпромбанка", все зафиксировано в документах. Какой-то самодеятельности, а уж тем более коррупционной схемы – я лично о таком не знаю», – заявил режиссер. Действительно, значительная часть средств шла через Фонд кино. По некоторым данным, это 25 млн долларов. Сумма более чем внушительная, чтобы не проконтролировать, что именно будет снято за такие деньги.

Недаром, знающий толк в кино и его финансировании Никита Михалков обвинил в безответственности именно Фонд кино. «Этот вопрос должен решаться с самого начала, Фонд кино должен понимать, на что он идет, выделяя деньги», – уверен режиссер. В знак протеста он даже вышел из попечительского совета организации. Правда, там утверждают, что Михалков сам голосовал за выделение денег на «Матильду». Противоречие здесь лишь кажущееся. Очевидно, что на этапе решения о выделении средств никто не может предвидеть «творческие» изгибы режиссера во время съемок. Ни Михалков, ни другие. Кстати, в Микультуры утверждают, что еще полгода назад настаивали, что Фонд кино должен следить за тем как продвигается фильм, включая сохранение первоначального сценария. Видимо, поздно стали настаивать.

Вообще, в действующей системе финансирования культуры все крайне не благополучно. Достаточно вспомнить, что сейчас на нарах «парится» бывший замминистра культуры Виталий Пирумов, погоревший на деле реставраторов. Бюджетные средства этот деятель выводил и обналичивал прямо под носом у Мединского. А есть еще более громкое дело театрального режиссера Кирилла Серебренникова. Как бы не защищала его мировая общественность, представить, что столь яркая «звезда» могла бы отправиться под арест без всяких на то оснований трудно. Вспомним, всего за три года Серебренников получил и «освоил» 1 млрд рублей. Судя по этим уголовным делам удержаться от искушения деятелям культуры трудно. А значит пора менять систему.

Нервная реакция Мединского на попытку крупнейших прокатных киносетей отказаться от демонстрации фильма может объясняться тем, что он знает, как работает эта система и чем грозит провал «Матильды» у зрителей. Дело в том, что в отличие от Микультуры, Фонд кино финансово поддерживает проекты с коммерческим потенциалом. Таким проектом могла бы стать «Матильда» по первоначальному сценарию. И если часть суммы предоставляется безвозмездно, то другая – со стопроцентным возвратом. Если в течение трех месяцев продюсеры не могут расплатиться, дело передается в суд. Говорить о личной прямой ответственности министра культуры, наверное, не стоит, но сам факт уголовного скандала, да еще наряду с делами Пирумова и Серебренникова, кого угодно выведет из себя.

Так что до тех пор, пока государство не перестроит систему отбора и контроля подобных проектов, наше общество по-прежнему будут раздирать скандалы, вызванные волюнтаризмом «творцов».

Лучше бы в Мариинке действительно показали фильм о балерине Кшесинской. Может, покажут еще.

«Царьград-ТВ»