Дело Серебренникова
Руслан Устраханов

Дело Серебренникова

Всеволод Мейерхольд был мошенником, а отнюдь не безвинной жертвой. Арестовали руководителя театра за хищение государственного имущества в особо крупном размере путём обмана и злоупотребления доверием. Мейерхольд похитил один миллиард рублей, выделенных Наркомпросом для реализации программы "Театральный Октябрь". Программа предусматривала реформирование театрального дела в послереволюционной России. Однако всё свелось к банальному воровству денежных знаков молодой Советской Республики. Решающим в деле стал факт обнаружения органами НКВД шикарного особняка в Берлине на Беркаерштрассе, 32 на имя Всеволода Мейерхольда.

Конечно, изложенное - вымысел. Тем не менее, клеймо мошенника на Мейерхольда повесили представители демократической общественности России заявлением о тождестве дел директора "Гоголь-центра" и репрессированного в 1938-м театрального режиссёра. Николай Сванидзе сравнил арест Серебренникова с арестом Мейерхольда. Борис Акунин-Чхартишвили сравнил арест Серебренникова с трагедией Мейерхольда. Лия Ахеджакова: "Ужасное известие (о деле Серебренникова). Эта ниточка - это привет от Мейерхольда". Журналист Лев Новожёнов: "Лично я завидую Серебренникову. Он стал Мейерхольдом при жизни" - и т.д., и т.д.

Защитников директора "Гоголь-центра" сегодня объединяет отсутствие малейших сомнений в том, что деньги народные Кирилл Семёнович всё-таки слындил (в обвинении Серебренникова в мошенничестве говорится о 68 миллионах рублей, но цифра не окончательная). Правда, преступными его действия либералы не считают. Сумма похищенного, по их мнению, мелковата для привлечения к ответственности "великого" режиссёра. "Нашли у Серебренникова квартиру в Берлине за триста тысяч евро", - возмущается на "Эхе Москвы" Юлия Латынина". Для Латыниной Серебренников - личность, а не тварь дрожащая и право имеет на большее, чем на жалкую коммуналку за двадцать миллионов рублей в германской столице!

Точнее всех позицию демократической интеллигенции к делу выразил музыкальный критик и обозреватель газеты "Московский комсомолец" Артур Гаспарян:

- Лично мне совершенно по барабану, а был ли мальчик. То есть были или нет эти использованные "не по назначению", а то и уворованные "преступной группой, организованной Серебренниковым" (как было заявлено еще до суда) то ли 200 миллионов, то ли 70 миллионов вставших с колен некогда деревянных рублей... То есть что-то вокруг 1 млн. евро. Всего-то?! А суеты-то!

Уроженец солнечного Еревана вообще сравнил Серебренникова с Львом Толстым (обладая, вероятно, доказательствами реконструкции Львом Николаевичем усадьбы в Ясной Поляне из средств Военного министерства, выделенных для написания "Севастопольских рассказов").

Слушаешь эту ахинею и понимаешь - насколько далека "свободомыслящая" публика от народа! Подумаешь, умыкнули всего один миллион евро! (На самом деле около трёх). Господа нехорошие! Деньги-то из бюджета шли на культуру! Воровали их не один день - годами, для чего культуртрегеры "Гоголь-центра" создали целую систему хищений. Фиктивные договора, подложные бухгалтерские документы, около двухсот фирм-однодневок для обналички.

И причем здесь талант режиссёра, если речь об элементарной уголовщине? Кстати, о таланте. Кто, в каком месте нашёл его у господина Серебренникова? Никакого отношения к подлинному искусству деятельность директора "Гоголь-центра" не имеет. Бывший Московский драматический театр имени Гоголя "талантом" Кирилла Серебренникова и его "гопкомпании" превращён в пошлый балаган.

Что представляет собой театральное творчество Серебренникова хорошо описано в статье Виктории Катаевой "Пошлости много, мудрости нет". В ней автор демонстрирует то "творческое дерьмо", какое создаётся в "Гоголь-центре" Мейерхольдом 21-го века. Процитируем фрагмент публикации Катаевой, дабы читатель понял, о чём речь:

- Нашёл парень кошелек, и сказал ему голос с небес: ты сможешь взять это золото себе, если вступишь в интимную связь с матерью, а потом с сестрой. Юноша не тронул кошелёк, а дома рассказал матери и сестре о том, что с ним случилось. Те переглянулись, напоили парня допьяна и заставили согрешить с ними, а на утро послали за золотом. И огорчился юноша, и убил своих мать и сестру, а потом шёл по улице, рассказывал прохожим эту странную историю. И спрашивал всех и каждого: "Почему судьба так безжалостна и жестока?"  А тех, кто не мог ему ответить, убивал - и убил сто человек… Это не фильм ужасов, а эпизод из постановки "Русские сказки" в "Гоголь-центре".

Выдавать изложенное за искусство может лишь человек, страдающий психическим расстройством. Всё бы ничего, но "околокультуная" похабщина оплачивается с кармана налогоплательщиков!

Заметим: история с "Гоголь-центром" - это не только похищенные у государства миллионы. Она в очередной раз высветила держащих "фигу в кармане" тех, кто до обеда - за Советскую власть, а после обеда - за Учредительное собрание. Так, Виктория Иванова в "РИА Новости" 10 сентября сообщает доверчивому читателю о прошедшей акции в Париже в поддержку Кирилла Серебренникова. "Организаторами акции, - пишет журналист, - стали Национальный театр "Шайо", "Авиньонский театральный фестиваль" и Национальный центр драмы "Нормандия-Руан".

Статья иллюстрирована красочными фотографиями протестующих и самого директора "Гоголь-центра" с лицом нашкодившего малолетки. Позже информацию об акции в Париже, со ссылкой на "РИА Новости", подхватили другие информационные агентства. Причём, всё преподносится протестом деятелей мировой культуры! Вот только к культуре и театру выступившие в поддержку Серебренникова имеют такое же отношение, как "челночники", продававшие ширпотреб на стадионе "Лужники", имели отношение к большому спорту.

Поясним сказанное. Национальный театр "Шайо", "Авиньонский театральный фестиваль" и Национальный центр драмы "Нормандия-Руан" театрами в прямом смысле слова не являются. Это коммерческие объекты (площадки), на какие приглашают, за соответствующую плату, выступать театральные труппы из разных стран. А "протестующие" - представители бизнеса с "театральным уклоном". Поэтому цель французской акции - пиар платных подмостков в Руане и Париже и, естественно, защита платежеспособного клиента.

Коль заговорили о Франции. Безусловно, следственным органам будет интересна финансовая сторона театрального турне по родине "Трёх мушкетёров" господина Серебренникова. Вопросов предостаточно. К примеру: какую сумму выплатил директор "Гоголь-центра" директору театра "Шайо" Бенуа Андре за аренду подмостков театра? Была ли она завышенной по сравнению по сравнению с договорами других театральных коллективов? В какой форме месье Бенуа выразил благодарность Кириллу Серебренникову за выбор "Шайо": в моральной или материальной? Приобретал ли директор "Гоголь-центра" недвижимость в Сен-Тропе, Каннах или в Ницце? Как видим, спрашивать есть о чём.

Дело Серебренникова, кроме проблем криминальных, высветило иные, не менее важные. О существовании "Гоголь-центра" и Кирилла Серебренникова абсолютное большинство россиян узнало лишь по шумихе, поднятой демократической "братвой" в связи с уголовным делом. Вместе с тем творчество, финансируемое министерством культуры, не может быть достоянием узкой либеральной тусовки, либо ограничиваться рамками Москвы и Санкт-Петербурга. Ленинская цитата "Искусство принадлежит народу" не потеряла актуальности и в наши дни. Но искусство, а не шизофренический коктейль из разврата и мракобесия, какое производит "Гоголь-центр".

К слову сказать, в этом Кирилл Серебренников абсолютно идентичен Мейерхольду с его безумными революционными идеями уничтожения русского сценического искусства. Театральное искусство России, берущее начало с середины XVIII века - это драматургия Гоголя и Грибоедова, Чехова и Горького. Это мир бесконечной вселенной, с прекрасными планетами Станиславского и Немировича-Данченко, где космическому мусору по имени Серебренников места нет.