Татарский путь ко Христу
Олег Назаров

Татарский путь ко Христу

В обыденном сознании русского человека татары — это мусульмане. Так же, как и арабы, скажем. Между тем, среди арабов есть христиане, а среди татар, по некоторым подсчётам, христиан не менее 30%.

Больше всего татар-мусульман проживает в Татарстане. Татары-христиане составляют значительную часть в составе сибирских, касимовских татар и т.д., а это многие десятки тысяч человек. Только в Сибири проживает не менее 100 тыс. татар, и большинство из них — православные. Разве они перестали от этого быть татарами? Или мы вычеркнем эти 100 тыс. из состава татарского народа?

Конкретно о татарах можно однозначно сказать: христианизация не лишает их татарского самосознания. Становясь православными, они остаются татарами.

Процесс добровольной христианизации татарстанских татар продолжается, хотя иногда новообращенные татары в Татарстане испытывают враждебное давление со стороны родственников- мусульман.

Татары не являются народом с единой верой. Как не являются таким народом, например, албанцы. Большинство албанцев — мусульмане, но часть албанского этноса исповедует христианство. В старину православных албанцев называли арнаутами. В некоторых городах на Украине есть район Арнаутово. Там в царские времена поселялись православные албанцы.

«Святый Алла, святый Кодрятле, святый Улемсез, безне жарлыка» - вот как звучит по-татарски Трисвятое. А вот молитва мытаря: «Эй Алла, мин жазыклыга изгелекле бул». Евангелие по-татарски Инжил, Сын Божий – Алла Улы. Татарский язык прекрасно подходит для православного богослужения, заимствуя лишь минимум русских слов и необходимые греческие и церковно-славянские слова, как и русский язык. По аналогии с тем, как татары-мусульмане заимствуют необходимое из арабского языка.

Кроме татар, в Татарстане живут кряшены. Многие татары-мусульмане настойчиво называют кряшен крещеными татарами и призывают их вернуться к «вере предков». Официальные татарстанские историки тоже, надо сказать, рассматривают кряшен не как отдельный народ, а как полуобрусевших татар, перешедших в Православие.

Но кряшены — это не татары-христиане, а отдельный от татар народ, численностью всего 35 тыс. человек. Они живут в татарской среде веками, но не ассимилируются.

«Если бы мы были осколком татарского этноса, в наших легендах и мифах сохранилась бы хоть какая-то информация об этом. Но её нет, ничто не указывает в нашем фольклоре на то, что когда-то мы были татарами-мусульманами», - так парируют кряшены упрёки в том, будто они оставили татарскую веру и татарский народ.

У татарского народа хронологически компактная, но впечатляющая христианская история. У татар есть свои православные святые — Петр и Стефан Казанские, мученица Платонида, св. Авраамий Булгарский, преподобный Пафнутий Боровской, священномученик Мисаил.

Татары — это исламский народ, но одновременно, татары — народ христианский. Истории Православия нет без вклада в процветание веры Христовой татарских исповедников и преподобных. Принадлежность к татарскому этносу вовсе не преграда на пути ко Христу.