Цивилизация Александра Невского
Александр Гончаров

Цивилизация Александра Невского

Перед Русью в XII−XIII вв. встал вопрос самого существования.

Самым страшным являлось то, что слитность и спаянность державы Рюриковичей уже были подорваны. Фактически, они поддерживались только Православной Церковью и родственными связями между княжескими кланами. Колоритным символом времени раздора и распада явилась борьба Новгорода с суздальцами в 1170 (1169) г., когда Новгород разбил объединенное войско суздальского, владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого князей. В Новгороде эту победу приняли как разгром чужеплеменников, приравненных к язычникам. «Сказание о битве новгородцев с суздальцами» повествует об этом четко: «Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен».

Русь как цельное цивилизационное образование завершала свое бытие.

Род Рюриковичей не только не способствовал сохранению страны, но наоборот провоцировал ее развал (защита сугубо местных интересов отдельных княжеств и городов психологически сочеталась с обидами и «изгойством» внутри правящего слоя). Киев, формально сохраняя столичные функции, в реальности повторяет судьбу Древнего Рима эпохи заката империи. На Руси стремительно выделяются новые центры политико-экономической мощи, претендующие и на культурное лидерство. Летописание же «отстало» от «модных» веяний «построения» древнерусского «многополярного мира». Академик Лихачев отмечает: «Летописцы как бы ищут друг друга, их летописи постоянно переписываются и перевозятся из одного княжества в другое. В этом сказываются объединительные тенденции летописцев, их замечательное стремление к «преодолению пространства»… Литературные источники летописей также свидетельствуют об их распространении по всей Русской земле».

Без поддержки Русской Православной Церкви подобные действия, направленные на объединение, а не разъединение, не могли бы состояться вообще. Вера еще крепила Русь, и она же стала залогом создания новой цивилизации — наследницы Рима, Константинополя и Киева — Русского Miра.

В условиях разгара междуусобицы на страну надвинулись две волны захватчиков: с юго-востока и востока — монголо-татары, а с северо-запада и запада — католики.

И здесь Господь Бог даровал русским святого благоверного князя Александра Невского, который и стал отцом-основателем нашей Русской цивилизации. Александр Ярославич славен не только своими победами над католиками: на Неве — в 1240 году и на Чудском озере — в 1242 г., но и разумнейшей политикой, одобренной нашей Церковью. Князь пошел на замирение с Ордой, что многим тогда на Руси казалось делом противным всей природе народа и государства. Древнерусская элита отнюдь не плохо контактировала с Западом. И тот же польский, венгерский или любой скандинавский короли казались вполне приемлемыми по сравнению с Батыем и Сартаком.

Британский ученый-славист Джон Феннел (впрочем, далеко не первым!) выпустил на свет идею о предательстве Александром Невским интересов древнерусского государства. По мнению Феннела, князь Александр должен был соединиться с другими князьями, прибегнуть к помощи Запада и разбить монголов, а он же вступил в союз с Ордой.

Слова Феннела лукавы. Полноценной помощи европейские государства оказать не могли, и печальный опыт борьбы князя Андрея Ярославича, направленной против власти монголов служит лишним подтверждением тому. Кроме того, если бы союз с Европой и состоялся, то «для Руси это означало, даже в случае победы, разорение, так как на ее территории должна была пройти война, введение унии…, а, в конце концов, завоевание Владимирской и Новгородской земли рыцарями-крестоносцами, подобное тому, что произошло в Прибалтике» (Л.Н. Гумилев).

Орде нужна была дань и людские ресурсы Руси, но на душу народа и на веру его, она не покушалась. Западу необходимо было тоже самое, плюс территории (монголам, как степнякам, леса Северо-Восточной и Северо-Западной Руси не очень-то были и привлекательны) и, конечно же, полное окатоличивание «схизматиков», то есть православных христиан. Европа желала полностью растворить в себе полуразгромленную Русь. Публицист и историк И.Л. Солоневич писал в XX веке: «… влияние степных набегов и завоевания можно объяснить так – удары приходились по преимуществу: а) по массе и б) по центрам. Верхи могли зарыть в землю свои запасы драгоценных металлов – их по тем временам было на Руси довольно много – и выйти из погрома если в сильно потрепанном виде, то все же не совсем нищими. Низы теряли почти все – иногда и вообще все… Разоренные низы были вынуждены идти в кабалу к тому, кто хоть что-нибудь сохранил от военного погрома. Эти – «сохранившие» – верхи общества, феодальные элементы страны, безмерно усилились – и за счет крестьянства, и за счет центральной власти, то есть и за счет единства страны и за счет социальной справедливости».

«Верхам» нужен был Запад с его феодализмом и слабой центральной властью. Самовластие «сильных людей» привлекало тогдашних «западников». Александр Невский взял совершенно другой курс. Да, Великая Степь довершила разгром Руси, но союзнические отношения с нею, парадоксальным образом спасли наш народ и позволили под спудом заложить основы Русской цивилизации. В итоге, пройдя через все исторические бури, Русь превратилась в Россию, а ту же Польшу — некогда одно из сильнейших государств Восточной Европы, своим самоволием погубила шляхта, доведя до полного истончения государственности и гибели. А уж Польша всегда числила себя более западной, чем сам запад, и более католической, чем римский папа…

Современный западный политик Жозе Баррозу верно высказался: «Россия — это континент, прикидывающийся страной, а Русские — это цивилизация, прикидывающаяся нацией». А основой этого континента, этой цивилизации является Православие, сохраненное, благодаря мудрой политике Александра Невского. И не случайно по всему свету разбросаны соборы, церкви и часовни (числом более 750) во имя благоверного князя Александра Невского.

Эти храмы — посланцы Русского Мiра: от Москвы и до Старого Оскола, от Туниса и до Аляски, от Узбекистана и до Франции. Нельзя не отметить, был период в Москве, при господстве западнической советской власти, когда не оставалось ни одного действующего храма в честь Александра Невского. Это характерная историческая примета и маркер…

Александр Невский — икона нашей самобытной цивилизации. А вся сокровенная суть Русского Мiра заключена в словах им сказанных: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!».