воскресенье, 19 Ноября, 2017

Подробно

Покорение Дагестана и Чечни

Петр Мультатули
07.09.2017 - 13:15
Покорение Дагестана и Чечни

7 сентября 1859 года после долгого противоборства – в плен русским сдался вождь горцев имам Шамиль. 

В августе 1859 года русские войска осадили аул Гуниб — последний оплот имама Шамиля. 24 августа 1859 года князь Александр Иванович Барятинский направил горцам письмо: "Вся Чечня и Дагестан ныне покорились державе Российского Императора, и только один Шамиль лично упорствует в сопротивлении великому государю. …Я требую, чтобы Шамиль неотлагательно положил оружие. Если он исполнит мое требование, то я именем августейшего Государя торжественно объявляю ему, со всеми находящимися при нем теперь в Гунибе, полное прощение и дозволение ему с семейством ехать в Мекку".  

Шамиль был отважный воин и выдающийся стратег. Его противоборство с Россией во многом объяснялось тем, что турки и англичане внушали ему, что русские притесняют ислам. 25 августа 1859 года аул Гуниб был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому и стал пленником Русского Царя. Государю Александру II принесли донесение от князя А. И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших". 

 

Барятинский

Выставка из фондов Государственного исторического музея, иллюстрирующая период тридцатилетней кавказской войны 1817-1864 гг. На снимке: портрет генерала фельдмаршала Александра Барятинского — героя кавказской войны 1817-1864 гг, пленившего непокорного горца Шамиля. Фото: ТАСС  

После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был великодушно и милостиво принят Императором Александром II 15 сентября 1859 года. Через три дня в Царском Селе имам был принят Императрицей Марией Александровной. Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе.   

Через несколько лет Шамиль написал Царю: "Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству".  

Через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 году в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: "Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется".  

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в Медине 4 февраля 1871 года. Следуя его завету, чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе, проявив чудеса храбрости в Дикой дивизии, которой командовал брат Императора Николая II Великий Князь Михаил Александрович.  

Известный историк-эмигрант чеченец А. Авторханов, говорил, что в покорении Кавказа "Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя…".  

Вместе с тем, "Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось". 

Лишь большевистская идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.

«Царьград-ТВ»

Больше материалов по теме

Константин Щемелинин
Отдел информации
Ирина Антонова
Александр Гончаров
Ирина Антонова
о. Кирилл (Сахаров)
Леонид Решетников, Дмитрий Володихин
Отдел информации
Отдел информации
Отдел информации
Варшава использует трагедию под Смоленском
Павел Гёт
Украине предстоят облавы на «хероев АТО»
Петр Иванченко
Telegram по-прежнему отказывается предоставить данные Роскомнадзору
Отдел информации
Цены на топливо бьют рекорды
Ирина Антонова
Урожай зерновых в России угрожает спокойствию США
Ирина Антонова
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования