пятница, 22 Сентября, 2017

Подробно

Покорение Дагестана и Чечни

Петр Мультатули
07.09.2017 - 13:15
Покорение Дагестана и Чечни

7 сентября 1859 года после долгого противоборства – в плен русским сдался вождь горцев имам Шамиль. 

В августе 1859 года русские войска осадили аул Гуниб — последний оплот имама Шамиля. 24 августа 1859 года князь Александр Иванович Барятинский направил горцам письмо: "Вся Чечня и Дагестан ныне покорились державе Российского Императора, и только один Шамиль лично упорствует в сопротивлении великому государю. …Я требую, чтобы Шамиль неотлагательно положил оружие. Если он исполнит мое требование, то я именем августейшего Государя торжественно объявляю ему, со всеми находящимися при нем теперь в Гунибе, полное прощение и дозволение ему с семейством ехать в Мекку".  

Шамиль был отважный воин и выдающийся стратег. Его противоборство с Россией во многом объяснялось тем, что турки и англичане внушали ему, что русские притесняют ислам. 25 августа 1859 года аул Гуниб был взят штурмом, и легендарный Шамиль, более двадцати лет воевавший с могущественной Россией, вместе с 400 мюридами сдался князю Барятинскому и стал пленником Русского Царя. Государю Александру II принесли донесение от князя А. И. Барятинского: "От Каспийского моря до Военно-Грузинской дороги Кавказ покорен Державе Вашей. Сорок восемь пушек, все крепости и укрепления неприятельские в руках Ваших". 

 

Барятинский

Выставка из фондов Государственного исторического музея, иллюстрирующая период тридцатилетней кавказской войны 1817-1864 гг. На снимке: портрет генерала фельдмаршала Александра Барятинского — героя кавказской войны 1817-1864 гг, пленившего непокорного горца Шамиля. Фото: ТАСС  

После своего пленения Шамиль не сомневался, что русские его рано или поздно убьют. Шамиль тогда только освоился с мыслью о спасении своей жизни, когда он был великодушно и милостиво принят Императором Александром II 15 сентября 1859 года. Через три дня в Царском Селе имам был принят Императрицей Марией Александровной. Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе.   

Через несколько лет Шамиль написал Царю: "Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству".  

Через несколько лет после принесения присяги на верность Царю Шамиля пригласили на свадьбу Цесаревича Александра Александровича в 1866 году в качестве почетного гостя, где он сказал во всеуслышанье: "Старый Шамиль на склоне лет жалеет о том, что не может родиться еще раз, дабы посвятить свою жизнь служению белому царю, благодеяниями которого он теперь пользуется".  

Выехав в начале 1870 года со всем семейством на богомолье в Мекку, Шамиль умер в Медине 4 февраля 1871 года. Следуя его завету, чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши в дальнейшем верно служили русскому Царю, в том числе на военной службе, проявив чудеса храбрости в Дикой дивизии, которой командовал брат Императора Николая II Великий Князь Михаил Александрович.  

Известный историк-эмигрант чеченец А. Авторханов, говорил, что в покорении Кавказа "Россия проявила свою специфическую натуру, свойственную только ей: как завоеванные народы, так и добровольно присоединенные, Россия не считала колониальными, как делали в таких случаях западные державы, а считала эти народы подданными русского Царя…".  

Вместе с тем, "Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела Чечни. Не посягать на чеченскую религию, обычаи. И это выполнялось". 

Лишь большевистская идеология, направленная на разрушение национальных традиций всех народов, стала позже причиной нового отчуждения чеченцев от Москвы и новых взаимных эксцессов.

«Царьград-ТВ»

Больше материалов по теме

Какое ТВ, такие и "звезды"
Олег Лурье
Как путь к спасению души
Александр Литке
16+
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования