Россия — их главная цель
Алексей Алексеев

Россия — их главная цель

Санкции США и новая реальность на десятилетия

Мосты к отступлению сожжены. Цель — Россия, а не «политический режим». Это надолго, очень. Вот что означает билль H.R.3364, оформивший новую политику США в отношении России.

Почему новый американский закон направлен против России, как государства?

Во-первых, согласно закону, политика США отныне состоит в том, чтобы «никогда не признавать незаконную аннексию Крыма» (ст. 257) и «не признавать территориальные изменения, произведенные с помощью [военной] силы, включая незаконное вторжение и оккупацию Абхазии, Южной Осетии, Крыма, восточной Украины и Приднестровья» (ст. 253). Получается, что проблема для США заключается в территориальной целостности и национальных интересах России, а не просто в политиках, находящихся у власти.

Во-вторых, закон затрагивает целые отрасли российской экономики и сферы государственной деятельности. Ранее введенные Обамой секторальные санкции закрепляются, ужесточаются и кодифицируются, т.е. возводятся в ранг закона (ст. 212). Президенту США предоставлена возможность вводить новые санкции по отношению к физическим лицам и компаниям инвестирующим в нефтегазовую отрасль России свыше $10 млн. (ст. 233). Под будущие санкции попадают лица и компании взаимодействующие с российской разведкой, включая ГРУ и ФСБ, и оборонным комплексом (ст. 231), т.е. санкции непосредственно направлены на подрыв безопасности и обороноспособности нашей страны.

В-третьих, в законе, власти Российской Федерации были обвинены в манипуляции странами Европы и Евразии, что стало возможным благодаря «сильным позициям в энергетической сфере». И теперь, внимание, США должны нивелировать эти самые «сильные позиции» Москвы, уменьшая европейскую «зависимость от энергоресурсов Российской Федерации и гос.компаний» (ст. 257). То есть, США решили бороться именно с поставками энергоресурсов из нашей страны, какое бы правительство их не организовывало.

В-четвертых, если немного уклониться от «буквы» закона и обратить внимание на контекст, то несложно увидеть, что Россия поставлена в один ряд с безбожной КНДР и исламским Ираном — странами-изгоями в представлении США. Об этом, как о «институционализации» враждебного вектора по отношению к России, массово рассказали эксперты из «либерального» лагеря, вероятно, ошарашенные таким ходом событий. Действительно, именно этот факт отражает суть произошедшего. Крым, поставки газа в Европу, «хакерские атаки» — это всё частности; главное другое — Россия официально объявлена «противником», чьей «агрессии» должны противостоять США.

Почему это надолго? Ну, во-первых, если страну де-факто поставили в разряд «нелегитимных», то это очень серьезно, это не уровень текущей внешней политики. Пройдут годы, а может десятилетия, прежде чем сам вопрос о пересмотре статуса России может встать в США.

Во-вторых, H.R.3364 — это закон и его отмена или изменение невозможна одним самовольным распоряжением Президента США (executive orders), с которым возможно было бы договориться относительно быстро. Для внесения изменений необходимо получить разрешение Сената и Конгресса — тех самых, которые инициировали и приняли этот закон абсолютным большинством голосов.

В-третьих, у нас есть исторический опыт, связанный с поправкой «Джексона — Вэника» к Закону о торговле США. Формальным поводом для введения санкций послужила внутренняя политика СССР. Поправку приняли в 1974 году, а официально отменили только спустя 38 лет в 2012 году — к тому времени, уже 21 год никакой внутренней политики СССР не существовало. Да, с 1989 года на действие поправки накладывали моратории и совершали иные действия, чтобы она не действовала в отношении СССР, а затем и Российской Федерации, но её не отменяли. США вводят санкции быстро, но снимать их не спешат.

В-четвертых, и это главное, установки и требования, данные в законе, абсолютно неприемлемы и в принципе невыполнимы.

Остановить поставки газа в Европу, которые дают российскому бюджету десятки миллиардов долларов? Уйти из Абхазии и Южной Осетии? Передать Крым? На подобное способны были большевики, подписавшие позорный Брест-Литовский договор. Если в России не произойдет нового коммунистического переворота, если к власти не придут необольшевики и лево-либералы, то вероятность исполнения желаний США будет оставаться исчезающе малой.

Однако, даже самые отъявленные предатели-пораженцы не способны перестать «подрывать кибербезопасность демократических правительств» (ст. 224), т.е. не способны прекратить пресловутые «хакерские атаки», в которых всегда, в любой момент, можно обвинить Россию без всяких доказательств. Как и неспособны добиться выполнения «минских соглашений» (ст. 222), поскольку их исполнение невозможно в одностороннем порядке и зависит от Киева.

Этот закон не предполагает никаких реальных вариантов для улучшения отношений с Россией — напротив, он призван зафиксировать антироссийский курс на долгие годы вперед.