Блез Паскаль – победитель времени
Александр Гончаров

Блез Паскаль – победитель времени

День 19 августа 2017 года был знаменателен тем, что отсчитал 355 лет со дня кончины французского мыслителя Блеза Паскаля. О нем многие наслышаны еще со школы, как о великом математике, физике и механике. Закон Паскаля стал основой гидростатики. Современный человек, едущий на автомобиле вряд ли задумывается о том, что если бы не открытие Паскаля, то машина бы не имела тормозной системы. Да и, вообще, нынешняя гидравлика обязана своим существованием Блезу Паскалю.

Сейчас в честь Паскаля названа единица измерения давления, кратер на Луне и даже один из языков программирования. И это не случайно, гениальный француз заложил основы математического анализа. Теория вероятностей развилась тоже не без его участия. Кроме того, он создал один из первых образцов счетной машины (совсем в юном возрасте, ради облегчения работы отца).

Французский гений, если бы родился в наше время получил точно бы прозвание вундеркинда. Мальчик стремился к знанию и отличался особым даром к математике.

Паскаля как ученого знают великолепно. Но Паскаль, как богослов знаком современному потребителю информации едва ли. Но его книга «Мысли о религии и других предметах», собранная из нескольких разрозненных рукописей и изданная после ухода в лучший мир самого Блеза Паскаля, отличается глубокими рассуждениями, любовью к Богу и неиспорченной честности (по отношению, прежде всего, к себе).

Блезу Паскалю пришлось жить в суровую эпоху. Тогда развернулось противостояние католиков и протестантов в Европе. Причем одновременно с этим противоборством все сильнее и сильнее начало проявляться безверие.

При жизни Блеза Паскаля пошли миазмы, так называемой эпохи Просвещения, с ее глупой атеизацией умов. Скептицизм, агностицизм и обыкновенное антирелигиозное хамство поразили общество. На ряду с этим, инструмент папского престола – орден иезуитов, вполне в духе эпохи, отрицая мораль и нравственность, боролся с инакомыслием всеми бесчестными методами. Паскаль жил в эпоху, которая четко очерчивается словами апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). История ринулась к обрыву – к революциям, крови и откровенной лжи.

Блез стремился к Богу и познанию истины, искал союзников и друзей, но от последних получал только разочарование. Примкнув к протестантскому течению янсенистов (монастырь Пор-Рояль-де-Шан) внутри католицизма, Паскаль незадолго до смерти вынужден был порвать с янсенистами отношения, ибо в споре с католиками они решили капитулировать под давлением властей.

К сожалению, мыслитель не имел возможности ознакомиться хоть немного с Православием. Россия только начала заявлять о себе, как о значимой державе. Обратим внимание на даты жизни Паскаля: родился 19 июня 1623 г. в Клермон-Ферране, а умер 19 августа 1662 года в Париже. Как раз в этот период Россия, недавно выбравшаяся из Смуты и по культурному развитию уступавшая Польше, с набирающим силу Расколом, вряд ли могла привлечь ищущего французского любомудра. А Православие на Востоке было задавлено исламской Оттоманской империей.

Паскаль ушел в лучший мир. Но от него нам в наследие достались не только научные труды, но и примечательные «Мысли», которые показывают путь ко Господу нашему Иисусу Христу, точнее помогают найти начало этой дороги.

Чему же учит Блез Паскаль?

Он пишет: «Евангелие дает человеку утешение, в каком бы положении, в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество... Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяние, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди бы заели друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы... Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту... Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность... Есть только три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, эти безумны и несчастливы. Третьи не обрели, но ищут Его, эти люди разумны, но ещё несчастливы... Земную науку надо понять, чтобы её полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять её».

Всеми порами души Блез ощущает зыбкость человеческого бытия, но и так же он признает и особое предназначение человека, заданное Богом: «В сравнении с окружающим его миром человек не более как слабый тростник; но он — тростник, одаренный разумением.

Какого-нибудь пустяка достаточно, чтобы убить человека. И все-таки человек выше всяких тварей, выше всего земного, потому что он и умирая будет разумом своим сознавать, что он умирает. Человек может сознать ничтожество своего тела перед природою. Природа же ничего не сознает.

Все наше преимущество заключается в нашей способности разуметь. Одно только разумение возвышает нас над остальным миром».

Паскаль прямо говорит: «Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас».

Блез Паскаль неизбежно приходит к следующему итогу: «Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина эта исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только оттого, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него». Паскаль, практически, приближается к отцам и учителям Церкви.

Блез Паскаль резко выступает против греха грехов — гордыни: «Одно из злых свойств человека состоит в том, что он любит и уважает самого себя, желает себе блага. Но беда ему, если он любит только самого себя: он захочет быть великим, а увидит, что он маленький; захочет быть счастливым, а увидит себя несчастным; захочет быть совершенным, а увидит себя полным несовершенства; захочет себе любви и уважения от людей, а увидит, что его недостатки отвращают от него людей и внушают им презрение к нему. Видя неисполнения своих желаний, такой человек впадает в самое преступное дело: он начинает ненавидеть ту правду, которая идет ему наперекор; он хочет истребить эту правду, и так как он сделать этого не может, то он в своей душе и в глазах других старается извращать правду, когда только может; и таким способом он надеется скрыть свои недостатки и от других, и от самого себя».

Видимо предчувствуя, что случится с человечеством при победе атеистического мировоззрения, Паскаль пишет: «Человеческая нравственность целиком зависит от решения вопроса, бессмертна душа или нет».

Федор Михайлович Достоевский знал и читал этого французского христианина, не отсюда ли и еще из знаменитого «пари Паскаля» («Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё») произрастает его мысль: «…Уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено».

По целому ряду вопросов взгляды Блеза Паскаля и Федора Достоевского пересекаются. Это кажется несколько странным, ведь между ними лежат примерно два столетия. И должно было вроде бы возникнуть недопонимание. Однако, странность улетучивается, если припомнить, что французский философ и русский писатель очень любили Господа Бога.

Блез Паскаль победил время. Он с нами. Его тексты будоражат умы людей, ищущих Господа нашего Иисуса Христа. Перед этим поиском время бессильно.

(Авторский вариант текста. Специально для «Сегодня. ру.)