Скелет Междуморья из польского шкафа
Владислав Гулевич

Скелет Междуморья из польского шкафа

В польском Институте национальной памяти состоялась презентация книги профессора Марека Ходакевича  «Междуморье как элемент исторической политики».

Междуморьем в Польше называют концепцию объединения государств, расположенных между Чёрным и Балтийским морем, в антироссийских блок под предводительством Варшавы. Эта концепция существовала ещё в эпоху Ягеллонов, стремившихся к экспансии на восток, но традиционно её связывают с именем Юзефа Пилсудского. В годы его правления концепции Междуморья был придан четкий теоретический облик, хотя полностью реализовать её на практике Пилсудскому не удалось.

Междуморье — неизменная внешнеполитическая концепция Польши с конца 1980-х годов. Ради Междуморья Польша поддерживала националистические режимы в постсоветских республиках и направленные против России действия США и НАТО.

Проф. Ходакевич грешит искаженным восприятием геополитической реальности, и это превращает его труд в набор идеологических штампов. Мир и спокойствие Европы он ставит в прямую зависимость от уменьшения влияния Германии и России в регионе Междуморья, что возможно за счёт усиления влияния США и Польши. Таким образом, усиление Польши преподносится как гарантия мира и стабильности во всей Европе.

Вывод в корне неверен, так как усиление польско-американского влияния в Междуморье служит прелюдией для дальнейшей экспансии НАТО на восток. Мы видим это сегодня, когда США и Польша используют Украину как таран против России. Такая политика несёт кровь и жертвы, а не мир и стабильность. Вашингтон не собирается отказываться от планов по расколу России на взаимно враждующие псевдо-независимые уделы, как ему это удалось сделать с Советским Союзом.

Мнение Ходакевича: поляки распространяли латинскую культуру на восток через любовь к ближнему. Благодаря этому, западная цивилизация мягко расширилась на православные земли.

Жаль, что профессор не в курсе всей, мягко говоря, ошибочности данного утверждения. Латинская проповедь Польши на православном Востоке всегда воспринималась как агрессия, и не надо далеко ходить за доказательствами гнета, которому подвергалось православное население подконтрольных Польше земель.

Даже среди ватиканских клириков не все соглашались с передовой ролью Польши в продвижении католичества. Некоторые считали, что неуёмный фанатизм польской шляхты лишь навредил делу католичества, навсегда настроив против него русинов, так много пострадавших от  шляхетского произвола. Имеется достаточное количество трудов западнорусских писателей и деятелей на эту тему. Но Ходакевич ими, видимо, не интересуется.

Междуморью грозит быть разорванным между гегемонами — Россией и Германией. Польша, как самое крупное региональное государство, подвергалась разделам как раз из-за желания Берлина и Москвы овладеть Междуморьем, говорит Ходакевич.

Профессор упускает из виду, что во времена СССР в Европе не было войн. С распадам соцлагеря вспыхнули войны в Приднестровье и Югославии. Это опровергает мнение Ходакевича о том, что усиление влияния США и Польши приносит региону стабильность. Стабильной Восточная Европа была до тех пор, пока туда не пришли американцы.

Польша не только участвовала в переформатировании устоявшейся архитектуры безопасности в Восточной Европе и на западных окраинах бывшего СССР, но и поддержала агрессию НАТО против Сербии.

Варшава не возражала против возрождения неонацизма в Литве, Латвии, Эстонии, Румынии и Молдавии, не возражала против союза США с албанскими экстремистами, которые, в свою очередь, пользовались поддержкой исламских радикалов во время югославских войн. О какой стабилизирующей роли Польши может здесь идти речь? Скорее, наоборот.

Страны ЕС и НАТО запятнали себя агрессией против суверенных государств — Ирак, Югославия, Ливия, Сирия, а также организацией и финансированием «цветных» госпереворотов в Сербии, Молдавии, Грузии, Киргизии, Украине, попытками расшатать ситуацию в Белоруссии. Никто не видит никакой стабильности от их действий.

Нет такой войны, какую бы не поддержала Польша, если это война против России. Даже террористический интернационал в Сирии, воюющий против Асада, воспринимается Варшавой более-менее благосклонно. По крайней мере, Польша поддержала агрессию США против Сирии, а не суверенитет Сирии.

Междуморье — это проект по подрыву и окончательному разрушению остатков прежней архитектуры безопасности в Восточной Европе с целью обеспечить Западу выгодный плацдарм для атаки на Россию и возглавляемые ею интеграционные проекты.

Эти атаки могут быть экономическими или военными, прямыми или завуалированными, через посредников. Последний случай — это случай Украины. Её руками Запад и Польша в том числе воюют с русско-православной цивилизацией. Это все тот же натиск на восток эпохи Ягеллонов, перенесённый в XXI век.

Украина уже в Междуморье. Ей это сильно помогает? Экономика рушится, война продолжается. Войну, так и быть, можно списать на Россию, Польша так и делает. А экономику? Почему же Украине так плохо в Междуморье? Почему Польша не возрождает украинскую промышленность, раз Украина — союзница Варшавы? Ведь надо быть в ответе за тех, кого приручили.

Вывод: концепция Междуморья несёт в себе высокий заряд конфликтности, нацелена на разрушение добрососедских отношений между республиками бывшего СССР и губительный разрыв экономических цепочек.

Погружённые в экономический и политический хаос такие республики легко подпадают под влияние Вашингтона и Варшавы, становясь политической игрушкой в из руках. Вот к какой стабильности хочет привести регион Междуморья проф. Ходакевич.

Остаётся сожалеть и удивляться тому, как ученики профессора, среди которых немало военных контрразведчиков, дипломатов и политических экспертов, наивно глотают такое предубежденное идеологическое чтиво, поданное под соусом независимой аналитики и заботы о будущем народов Европы.