Имена нацистских пособников
Отдел информации

Имена нацистских пособников

С просьбой об установлении плит с именами погибших евреев, среди которых есть имена нацистских пособников, к мэру Ростову Виталию Кушнареву обратилась глава НО БФ «Российский еврейский конгресс» Бошицкая.

В безобидной и даже полезной на первый взгляд инициативеисторики и эксперты усмотрели целый ряд несправедливых моментов и нарушений, главное из которых - сохранить для потомков и реабилитировать в качестве жертв имена нацистских пособников.

Как следует из текста письма, НО БФ «РЕК» готов профинансировать в полном объеме работы по изготовлению плит, их транспортировке и установке в мемориальном комплексе «Змиевская балка» в размере, определенном подрядчиком. По проекту стальные плиты с именами будут уложены на бетонный постамент, облицованный гранитом. Всего по проекту предполагается разместить 112 плит. В общей сложности речь идет о сумме 8 миллионов 661 тысяча рублей. В общей сложности в приложенных к документу списках содержатся фамилии 4004 евреев, личности которых удалось установить по различным историческим источникам.Результаты этих исследований были опубликованы в "Книге памяти", изданной в Ростове-на-Дону в 2014 году.

Между тем, по всем историческим справкам, на Змиевской балке похоронены в разы больше людей. По документам «Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков», количество расстрелянных отравленных, замученных и истребленных евреев по Ростову-на-Дону в период с 23 июля 1942 года по 13 февраля 1943 года составляет 15-18 тысяч человек. Вместе с ними погибли и провожавшие их члены семей других национальностей. Тогда по какому принципу выбирали тех, чьи имена появятся на мемориальных плитах?

Оказалось, что Российский Еврейский Конгресс намерен увековечить только имена жертв геноцида евреев (Холокоста), которые официально установлены сегодня. При этом пожелания РЕК вошли в явное противоречие с замыслом авторов мемориального комплекса.

- Объект культурного наследия регионального значения «Мемориальный комплекс памяти жертв фашизма в Змиевской балке» сооружен в память обо всех жертвах фашизма, захороненных на его территории - это были люди разных национальностей, религиозных и политических убеждений, разных профессий и социального статуса, - напомнил кандидат исторических наук Александр Харченко. - Авторы "Книги памяти" собрали обширные сведения о жертвах Холокоста, но при этом включили в их число членов "Еврейского совета старейшин". Эта организациябыла создана 2 августа 1942 года по инициативе оккупационных властей Ростова и подчинялась зондеркоманде СС 10-а. В том числе эта организация приняла самое непосредственное участие в подготовке кровавой акции на Змиевской балке. Членов «Еврейского совета старейшин» сегодня можно вполне считать нацистскими пособниками по совокупности всех их злодеяний. Увековечить их имена - значит приравнять их к жертвам нацизма и таким образом реабилитировать их.

Эксперты считают, что установка мемориальных досок вызовет реакцию, аналогичную реакции на установку мемориальной доски в честь генерала Маннергейма. Тогда этот тоже было воспринято как попытка реабилитации нацизма, и даже поддержка министра культуры Мединского и руководителя администрации президента Сергея Иванова не успокоили поднявшуюся бурю возмущения. В конечном итоге доску пришлось демонтировать.

- Сейчас мы можем создать очень опасный прецедент. Сначала приравняем преступников к жертвам, а потом может начаться их героизация, как это происходило на Украине, - считает Александр Харченко.

При этом никто не спорит, что работу по увековечиванию памяти всех жертв фашизма, захороненных в Змиевской балке, нужно проводить, но делать это разумнее в рамках музейной экспозиции.

- Самый простой, менее затратный и не требующий переделок мемориала способ увековечить память погибших - установить внутри траурного зала электронный стенд, в котором можно не только указать фамилии жертв, но и загрузить сканы документов, которые подтверждают этот факт. Еще один большой плюс этого способа - список фамилий можно будет без ущерба для монумента пополнять или корректировать в случае выявления новых фактов, - считает Александр Харченко.

В этом году на ремонт мемориала, который охраняется государством и носит статус объекта культурного наследия регионального значения, было потрачено более 5 миллионов рублей.

Источник