В поддержку авторского права
Александр Литке

В поддержку авторского права

Недавно услышал мнение, что соблюдение авторских прав противоречит идеям свободного рынка и что Австрийская экономическая школа осуждает авторское право.

Я не знаю, как теория АЭШ относятся к авторскому праву и если вы знаете, то напишите об этом в комментариях. Однако, у меня есть своя точка зрения. Мне даже удалось в этом плане заочно заручится поддержкой видного экономиста Милтона Фридмана, который в своей книге «Капитализм и свобода» затрагивает тему авторских прав.

Для начала расскажу о своём личном опыте, который и натолкнул меня на размышления в данном направлении. В прошлом году я записал рэп-альбом в лучших традициях правого отечественного рэпчика (минутка рекламы). У меня не было каких-то особых связей и возможностей в этом деле, поэтому за всё пришлось платить – минуса, запись, сведение, мастеринг и проч. В общем и целом на запись девяти треков ушло сто тыс. рублей из семейного бюджета.

Естественно, в силу малой известности, а точнее, её полного отсутствия, я не мог рассчитывать на концертные выступления, да и не рассчитывал на них. Однако, слушателей и сторонников тех идей, которые я вложил в тексты, нашлось немало. Проблема заключалась лишь в монетизации контента.

Для получения прибыли от продажи музыки, фильмов, клипов и прочего контента сегодня существует масса инструментов. Развитие интернета и рыночной экономики дало миру такие площадки, как iTunes или Google Play, куда вы можете через дистрибьютора разместить свой контент и получать прибыль с продажи электронных копий практически со всего Мира. Однако, развитие в России пиратства и полное наплевательство нашей власти на эту проблему делает практически невозможным для начинающих исполнителей зарабатывать на собственных произведениях.

Спустя пару месяцев после выхода альбома, мне начали писать благодарные слушатели и настойчиво требовать новых треков. Однако вся моя прибыль от реализации музыки на электронных площадках составляет на данный момент всего лишь около десяти долларов США. Эта прибыль настолько мала, что мне дороже выйдет съездить за этими деньгами в Москву, чем просто оставить её у дистрибьютора. Естественно, что мотивация на запись новых треков исчезла. Я не вижу смысла записывать новые композиции, так как дело это исключительно затратное.

Рассмотрим эту проблему с точки зрения свободного рынка. Противники авторского права в России, да и по всему миру, воспринимают его как некую монополию на контент и давление на свободу слова. Однако, всё обстоит с точностью до наоборот. Во-первых, авторство контента нужно воспринимать не как монополию на общественную собственность, а как именно частную собственность. Вы же не требуете у соседа безвозмездно отдать вам в собственность жильё, даже если в нём пустует несколько комнат. Контент – это такая же частная собственность, как и автомобиль, жильё или продукты питания, которые вы купили в магазине. Во-вторых, именно отсутсвие защиты авторских прав приводит к появлению монополий на медийном рынке.

Те музыкальные лейблы и исполнители, которым повезло приобрести определённую известность, заиметь широкую аудиторию, получают сегодня полное отсутсвие конкуренции, а также возможность диктовать свои условия. Происходит явная монополизация. Начинающие исполнители должны идти на поклон музыкальным лейблам с их «редакционной» политикой (я не знаю, как правильно это называется, поэтому употребляю журналистский термин) или выпрашивать совместные треки и сотрудничество с известными исполнителями. Кроме того, раскрученные исполнители как правило имеют мощные сообщества в социальных сетях. О них пишут и говорят популярные группы и аккаунты в социальных сетях или сайты, посвящённые данному музыкальному жанру. В то время, как для начинающего исполнителя любое упоминание на такие ресурсах сопряжено с денежными затратами.

Именно с этим связано то, что правый рэп в России находится в таком плачевном состоянии. На сегодняшний день можно смело констатировать, что он практически умер. В то же самое время «левый» рэп (о наркоте, тёлках и тачках) находится в прекрасном состоянии. Музыкальные лэйблы в этом направлении работают как часы и регулярно продвигают новые имена. Когда какой нибудь популярный исполнитель выступает против авторского права, он с одной стороны набирает себе поклонников, а с другой устраняет конкурентов.

Тем не менее, определённые ограничения на авторское право всё-таки необходимы и они должны носить временной характер. К примеру, по истечении определённого срока, ваше произведение становится безвозмездным достоянием всего общества, может использоваться без разрешения и авторских отчислений кем угодно и где угодно, публично воспроизводиться, демонстрироваться по телевидению, радио и в сети интернет. Здесь можно вести дискуссию лишь о том, сколько должен длиться этот период времени. Формально, такие ограничения существуют, но на практике ваше произведения пиратят сразу же после его выхода в свет.

Мощнейшим ресурсом, попирающим авторское право в России является социальная сеть ВКонтакте. Её владельцы всячески тормозят монетизацию контента на территории нашей страны и всего постсоветского пространства. Недавние нововведения в области монетизации в этой социальной сети не оправдали моих ожиданий. Фактически, ВКонтакте до сих пор удерживает медиа-рынок в России в состоянии монополизации, как в отношении денег, так и в отношении свободы слова.

Что касается свободы слова, тут нужно понимать, что под этим термином я подразумеваю не похабные ругательства и пропаганду девиаций, чем и занимаются медиа-монополисты, а наоборот. Существующая система делает невозможным продвижение своего контента и получение с него дохода как раз тем, кто выступает с право-консервативных позиций. Вездесущие засилие левой гнили – результат монополизации медиа-рынка. Не секрет, что в современном мире контркультурой стала уже не левая, а правая идеология. И эта ситуация будет прогрессировать, чему в значительной степени способствует отсутствие защиты авторских прав в нашей стране.

Вы не можете, например, снять интересный фильм о жизни калужских медведей в естественной среде обитания и заработать на съёмки нового путём продажи электронных копий или через потоковые сервисы воспроизведения. Ваше произведение тут-же перезальют во ВКонтакте и «запиратят». Но даже если вы предъявите претензию данному ресурсу и они удалят ваш фильм, в одиночку вам всё равно не удастся противостоять тотальному наплевательству на авторские права – вас и ваш фильм просто не заметят в общем потоке пиратского контента, а сознательные родители и их дети так и не узнают о жизни калужских медведей.

Поэтому, с точки зрения свободного рынка, авторское право является неотъемлемой частью здорового общества, а его отсутствие приводит к возникновению монополий и ущемлению свободы слова.