Русский гений
Владимир Осипов

Русский гений

Незабвенного Илью Сергеевича отпевали в Елоховском соборе. 26 лет назад, летом 1991 года, там, перед собором, Союз «Христианское Возрождение» собирал подписи за канонизацию Царя Николая Второго и Его венценосной Семьи, умученных от христоненавистников. Помнится, даже вице-президент Руцкой подписал наше Обращение. Но вскоре по доносу одного язычника министр внутренних дел СССР Пуго разогнал заставу ХВ и сам через пару-тройку недель отвечал перед Господом за содеянное. Все промыслительно.

Глазунов — это целый мир, это отдельная планета. Да, великолепный мастер живописи, великий художник. Но и это далеко не все. Он борец и мыслитель, оказавший несомненное влияние на всю духовную жизнь России за 60 лет, с 1957 по 2017. Его знаменитая экспозиция 1957 г., выставка-выстрел, стала прорывом в искусство «социалистического реализма», дала обществу иной взгляд и иное видение помимо р-революционного.

Всю жизнь он болел Россией. Всю жизнь ратовал за русский народ, за русскую цивилизацию. В глухое хрущевское время он убедил своего друга баснописца и автора гимна Сергея Михалкова передать Главному петицию интеллигенции о насущной необходимости создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Троцкист пришел в ярость, порвал петицию и наорал на Михалкова: «Людям жрать нечего, а вы в игрушки играете!» Поэт сказал другу: «Ты меня до инфаркта доведешь». Но Глазунов не успокоился и уже при следующем генсеке добился-таки создания этого Общества.

Надо было видеть Илью Сергеевича в советские годы, как он ежедневно, ежечасно работал на русскую идею. Сотруднику Министерства просвещения укажет на важность русских сказок для школьников. Начинающему литератору посоветует заняться сбором икон. Да он и сам их вытаскивал из богоборческих костров. Третьего посадит в укромный уголок: «Читай Достоевского «Дневник писателя».

Я восхищался его неуемной энергией. В те годы, отсидев за инакомыслие 7 лет, я начал издавать православно-патриотический машинописный журнал «Вече». На каждом номере ставил свою фамилию и адрес. Политики там не было, никаких «антисоветских» призывов. Сугубо культурологический журнал. Считаю приговор за него (8 лет) позором советского режима и лично русофоба Андропова. В журнале в той или иной мере сотрудничали Кожинов, Семанов, Жуков, поэт Марков, Л.Н. Гумилев, Солженицын, и уж я никак не мог пройти мимо Глазунова. Илья Сергеевич принял самое живое участие в издании, только просил не звонить, приходить к нему без звонка. По его советам и с его помощью была, в частности, опубликована в 7-м номере передовица «Борьба с так называемым русофильством или путь государственного самоубийства». Это была наша отповедь партляйтеру-ленинцу А.Н. Яковлеву, выступившему в «Литературной газете» 15 ноября 1972 г. со статьей «Против антиисторизма», практически против патриотических взглядов Семанова и других «молодогвардейцев»-почвенников. В период горбачевщины Яковлев, как хамелеон, стал ярым антикоммунистом, даже требовал международного суда над коммунизмом. Таков же был Егор Гайдар, сотрудник журнала «Коммунист» и вся перестроечная рать.

А великий Глазунов не менялся. В КПСС никогда не вступал. Был патриотом Российской Империи от и до. После моего осуждения в 1975 г. Владимирским областным судом Илья Сергеевич написал портреты моих соратников Светланы Мельниковой («Светлана»), А.М.Иванова («Портрет историка»), а также иеромонаха Варсонофия («Монах»). А вот с портретом еще одного сотрудника «Вече» писателя Л.И. Бородина случился политический скандал. Власти подождали, когда у Леонида Ивановича закончится процесс (Это была его вторая посадка, по первой он сидел за ВСХСОН) и сразу после суда вызвали Глазунова на ковер к министру культуры: «Вы почему рисуете государственных преступников?»

Творчество И.С. Глазунова — это луч солнца во мраке современной псевдокультуры, во тьме, когда подлинное искусство загоняют в угол, а на плаву — где реклама и деньги — всевозможный мусор, черные квадраты, уродливые и страшные тела, маразматические хари вместо лиц, безсмысленные кляксы и линии. Ангажированные закулисой искусствоведы уверяют, что у нас просто нет ума и воображения, что абстракционизм — это якобы элитарное искусство, творчество избранных, не в пример Тициану и Рафаэлю, Рублеву и Сурикову.

Откуда это холуйство перед христоненавистниками? Для больных, теряющих сознание и связь с реальностью, введен медицинский термин — «синдром Кандинского». Глазунов пишет: «В основе так называемого абстрактного искусства лежит культ психики больного человека… Черная волна безумия или душевного расстройства захлестнула, к сожалению, творчество многих художников 20 века. Доводя искусство до безумия — абсурда, эта тенденция, направляемая стоящими в тени «дирижерами»… стала господствующей на экранах телевидения, страницах журналов и газет». (И.С. Глазунов «Россия распятая», Москва, «Роман-газета», 1996, стр.75).

Многолетняя нескончаемая борьба за истину и красоту, за возрождение христианства — подвиг всей жизни И.С. Глазунова, в которой каждый день — сражение. Наглядный результат его борьбы, помимо собственного творчества, пленившего миллионы, — Академия живописи, ваяния и зодчества. Он создал университет — питомник подлинного созидания, словно крепость в обезумевшем мире. Вот так бы брали с него пример иные патриоты. Не ворчать, не сетовать, не завидовать чужому таланту, а сотворить нечто.

«Я люблю людей ближних и дальних» — это нечаянно вырвавшееся признание великого художника и борца за Россию, раскрывает самую суть его русской души, русского сердца. Его исповедничества. Всмотритесь в полотно «Сто веков». Множество лиц, сюжетов, символов и священных предметов. Но кто в центре? Кого исповедует Россия через века? Распятого на Кресте Спасителя. Сына Божьего. Кого предала Америка и омасоненная Европа. Кого предал сионо-католицизм. Кого бичевали красные комиссары. Он — источник Любви. «Я считал и считаю, что тайной времени является яростная борьба антихриста с Христом, сатаны — с Богом», - утверждает наш великий современник, исповедник Иисуса Христа. Русский гений.