Школа для людей
Константин Щемелинин

Школа для людей

Главная цель школьного образования — дать молодому человеку знания по выбранной им специальности. Вторичные цели школьного образования — научить читать и писать на русском языке, вырастить патриота своей страны, укрепить здоровье молодого человека и выявить его творческие способности. Целями школьного образования не являются: получение как можно большего количества знаний, подготовка к вступлению в ВУЗ, а также сдача экзаменов на аттестат зрелости. Младшая школа (младшая школа) Обычно дети должны учиться в ней 4 года — с 7 до 11 лет. Цели младшей школы: научить детей читать, писать и считать; дать самые общие знания (типа того, что Земля круглая), а также укрепить здоровье. Главные предметы: чтение, письмо, математика, природоведение и физкультура. От любых второстепенных предметов (рисование и т.д.) семья может отказаться, а значит, их ребенок получает право не посещать занятия по данным предметам. Можно отказаться учиться на всех второстепенных предметах, но отказаться учиться ни от одного главного предмета нельзя. Оценок в числовой или иной форме в младшей школе быть не должно, разрешается только устная оценка типа «хорошо-плохо». Никаких экзаменов в младшей школе быть не должно. Средняя школа Обычно подростки должны учиться в ней 4 года — с 11 до 15 лет. Цели средней школы: получение широкого спектра знаний по разным областям с целью выбора специальности, закладывание основы для развития патриотизма, развитие социальной коммуникации, а также укрепление здоровья. Главные предметы: государственный язык, иностранный язык, литература, математика, история, естественные науки и физкультура. Хотя бы два-три второстепенных предмета ребенок должен усвоить вместе с главными, поэтому отказаться от всех второстепенных предметов (как в младшей школе) семья не может. Ребенок должен иметь право выбирать второстепенные предметы, а также уровень сложности, как для главных, так и для второстепенных предметов. Этот выбор, во-первых, делает группы обучающихся разнородными по возрасту, а значит, улучшает социальные навыки общения в группе, во-вторых, позволяет развивать те способности ребенка, которые в нем заложены природой, и, в-третьих, повышает чувство ответственности ребенка за свой выбор. Данная система неплохо реализована на сегодня, в частности, в США. Оценки в средней школе нужны, экзамены тоже нужны, но экзамены не являются самоцелью. Специализированная средняя школа (специальная школа, высшая средняя школа) Обычно юноши и девушки должны учиться в ней 3 года — с 15 до 18 лет. Именно в это время у многих обучающихся начинает падать интерес к обучению из-за того, что ученики видят несоответствие между тем, какие знания и умения нужны в реальной жизни, и теми заданиями, которые они получают в школе. Биологический возраст требует вступления во взрослую жизнь, для чего нужны деньги, а школа мало, что дает в этом направлении. Получение специальности — вот материальный стимул для активного обучения! Главные цели специальной школы: получение специальности, воспитание патриота, подготовка к жизни в мире денег и укрепление здоровья. Главные предметы: комплекс предметов по специальности, государственный язык, история, экономика, физкультура и начальная военная подготовка. Принципы обучения главным и второстепенным предметам в специальной и средней школе одинаковы, то есть от каких-то второстепенных предметов можно оказаться, а также должна быть возможность обучаться по обычной или углубленной программе. Профессии, получаемые в специальной школе, являются обычными, широко распространенными, осваиваемыми большинством, поэтому вступительных экзаменов в среднюю специальную школу быть не должно, соответственно, результаты экзаменов в средней школе не имеют иного значения, кроме как контроля успеваемости. Итогом обучения в специальной школе для 90% школьников является освоение специальности, а для 10% школьников — получение глубоких знаний по фундаментальным дисциплинам. Те выпускники, кто желает продолжить обучение в институтах и университетах, должны сдать государственные экзамены (в России в настоящее время это — ЕГЭ). Те же выпускники, кто желает работать, могут искать себе работу по выбранной специальности и сдавать государственный экзамен для поступления в ВУЗ им, оказывается, не нужно. Преимущества данной схемы обучения: 1) Школьники обучаются государственному языку; 2) Школьники достаточно патриотичны (история и начальная военная подготовка); 3) Выпускники, преимущественно, имеют специальность и уже могут работать и зарабатывать деньги (предметы по выбранной профессии); 4) Выпускники имеют возможность понять денежные отношения (экономика); 5) Школьники имеют возможность укреплять свое физическое здоровье (физкультура); 6) Школьники имеют возможность укреплять свое психическое здоровье (отсутствие оценок в младшей школе, низкая важность экзаменов в средней школе, возможность не сдавать государственный экзамен для поступления в ВУЗы); 7) Школьники имеют возможность развивать свои таланты (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучением предмета); 8) Школьники знают, что такое право выбора и понимают, что надо нести ответственность за свой выбор (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучение предмета); 9) Школьники получают набор коммуникативных навыков в разновозрастных коллективах (выбор между обычным и углубленным изучением предмета); 10) Школьники преодолевают страх выбора и страх сделать ошибку (выбор второстепенных предметов, выбор между обычным и углубленным изучение предмета, отказ от изучения предмета); 11) Школьники, в целом, не должны испытывать отвращения к учебе в процессе обучения (как может не нравится та специальность, которую ты сам выбрал?); 12) Школа дает реальные знания и умения, которые нужны во взрослой жизни (предметы по специальности); 13) Сортировка школьников по интересам (те, кто хотят быть сварщиками и токарями, вряд ли будут учиться вместе с будущими медсестрами или офис-менеджерами). Наилучший вариант для среднего образования — это разделять младшую школу, среднюю школу и специальную школы по разным учебным заведениям, расположенных в разных местах. Этим достигается физическое разделение разновозрастных школьников с разными интересами. Приемлемый вариант — это объединение младшей и средней школы в пределах одного учебного заведения, но специальная школа, при этом, должна являться другим учебным заведением. Такая схема и такие принципы позволяют обществу сэкономить деньги, нервы и время, а школьниками получить не только знания, а умения.