Переулок Оторванной головы
Михаил Тренихин

Переулок Оторванной головы

Переименование улиц, а вернее возвращение им исторических названий зачастую внушает опасения многим людям. «Ах, как же это, хотят что-то переименовать?! Мы уже привыкли…». Слышали такие причитания? Наверняка!

Разберёмся. Многим спокойнее жить, когда ничего не происходит. Вообще всё тихо и спокойно. И вдруг новость о том, что предстоит высказаться за возвращение какому-то месту исторического названия или просто принять чужое решение. Потревожили! Заставили задуматься!

Ну, а если всё-таки именно задуматься. Почему решили изменить название? Какое убрать и какое вернуть? Кто решил и почему? Не буду затрагивать все возможные примеры, остановлюсь на нескольких, которые особенно цепляют лично меня.

Итак, улица Землячки. Нравится такое название? Нежно звучит и для русского уха не отталкивающе и просто в произношении. А улица Белы Куна? Чудесно! Но если немного вдуматься, то указанные названия улиц практически подобны возможным адресам, типа «Третий переулок Оторванной головы», или «Проспект замученных младенцев»! Нравится? Сомневаюсь! Преувеличение?

Гражданская война — это всегда трагедия народа. Война всегда слёзы, грязь, разрушения, и смерть, смерть, СМЕРТЬ! Это всегда убийства и всегда жестокость! И наивно думать иначе. Но если ты врага убиваешь в бою — это одно. А издевательства и пытки над мирным населением и безоружным — другое, гораздо страшнее. А если говорить о красном терроре в Крыму после эвакуации Русской армии генерала Врангеля — трагедия принимает невообразимый масштаб, и исторические факты сложно оспорить. Массовые расправы карательных органов — это то, чем себя запятнали большевики. Лозунг из воззвания Джанкойской организации РКП(б) «Заколотим наглухо гроб уже издыхающей, корчащейся в судорогах буржуазии!» был воспринят буквально, а многими и как призыв к истреблению. Большевики сами ужаснулись случившемуся в Крыму. Когда ВЦИК расследовал обстоятельства крымского террора, коменданты крымских городов в качестве оправдания предъявляли телеграмму Бела Куна и Землячки, в которой содержался приказ немедленно расстрелять оставшихся после эвакуации Русской армии и зарегистрировавшихся офицеров, военных чиновников, да и просто тех, кто ранее оказался в Крыму и доверчиво сообщил свои имена и адреса представителям новой власти. В результате решением Крымвоенкома было убито, по разным подсчетам, от 50.000 до не менее 120.000 человек! Как не считай, а в любом случае чудовищно много… Для сравнения — населения современной Македонии — 2 миллиона человек. Крым по площади как раз примерно равен Македонии. Сравните — уничтожить за год более 10% населения небольшой европейской страны. Ужасно!..

Жизнь Крыма 1920—1921 годов можно так и описать: ужас и смерть! «Всероссийское кладбище» переполнилось расстрелянными, повешенными, утопленными, замученными страшными пытками…

Был в Крыму и Белый террор. Был!.. И руки белогвардейцев были тоже в крови. Но, позвольте, как сравнить порядка трёхсот убитых, или же население крупного города?

Предположим, Вы живёте на улице Землячки, или Белы Куна и не знаете кто это. Сделаем самое простое — запрос в Википедию.

Смотрим: «Розалия Самойловна Землячка (урождённая Залкинд, по мужу Самойлова; 1876—1947) — российская революционерка, советский партийный и государственный деятель. Участник революции 1905—1907 годов, в частности московского восстания в декабре 1905 года. Получила известность как одна из организаторов красного террора в Крыму в 1920—1921 годах, проводившегося в период Гражданской войны против бывших солдат и офицеров Русской армии П.Н. Врангеля и мирного населения».

Далее второй персонаж: «Бела Кун (Бела Морисович Кун, венг. Kun Béla; 1886--1938) — венгерский и советский коммунистический политический деятель и журналист. В марте 1919 года провозгласил Венгерскую советскую республику, просуществовавшую в итоге 133 дня. В ноябре 1920 года после установления в Крыму советской власти был назначен председателем Крымского ревкома. На этом посту стал организатором и активным участником массовых казней в Крыму».

Если кто-то известен прежде всего за террор или организацию массовых казней — кто он? Убийца! Обыкновенный убийца. Имя Розалии Землячки, вошедшей в историю благодаря зверству, до сих пор носят улицы в Волгограде, Воронеже, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле, Перми, Екатеринбурге и так далее. 11 улиц и переулок. А Бела Кун? Его именем названа площадь в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, Симферополе, Томске и Лысьве (Пермский край). Улицы в четырёх городах и площадь.

Бела Кун был замучен своими же во время чисток. Перед расстрелом изрядно изуродован побоями и пытками. А вот Землячка благополучно пережила Великую Отечественную и работала на высоких партийных должностях. Кстати, прах обоих захоронен в некрополе у Кремлёвской стены.

И демонических землячек, и кунов в нашей истории было немало. Мы упомянули только двоих. Но, быть может, именно они превзошли по жестокости всех злодеев.

Есть персоны неоднозначные, насчёт биографии которых можно спорить. А есть откровенная скверна, если не сказать упыри. Большая Татарская улица в Москве носила имя Землячки с 1947 по 1991 годы. Носила. Но название ей возвращено историческое. И я рад, что в моём городе улицы с её именем нет.

Всё-таки полезно иногда вдумываться в имена и факты. Хочется ли Вам жить на «Проспекте замученных младенцев», или в «Третьем переулке оторванной головы»? До сих пор всё равно?

"Двуглавый орел"