Спартак и г-н Навальный
Александр Гончаров

Спартак и г-н Навальный

Необходимое уведомление. К этой теме я возвращаюсь уже не первый раз. Она мне кажется чрезвычайно важной, хотя и относится к событиям давно ушедших дней, «преданью старины глубокой». Экклесиаст верно писал: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем». Я не стараюсь раздуть скандал, а лавры псевдоисторика Фоменко не привлекают. Да и не о Древнем Риме я пишу, но о России, в которой живу и о судьбе коей волнуюсь. Хвалить меня не надо, а ругани не избыть. Аплодисменты не нужны. Хочу быть понятым. И не более.

Господи, благослови! Начинаю…

Восстание Спартака (74-71 гг. до н. э.) всегда поражало меня своей бесцельностью и нулевым результатом. Но так казалось только при поверхностном взгляде. Были и цели, был и результат.

Для того, чтобы подойти к пониманию этого восстания необходимо обратиться к периоду деятельности братьев Гракх, закончившийся их убийствами: Тиберия Семпрония Гракха в 133 г. до Р. Х. и Гая Семпрония Гракха в 121 г. до Р. Х.

Оба брата боролись против люмпенизации Древнего Рима. Ведь ситуация сложилась совершенно невыносимая. Государство контролировали крупные земельные собственники, попиравшие сам принцип частной собственности ради своих гигантских экономических аппетитов и прибылей, причем постоянно растущих.

Восстание началось бегством гладиаторов из школы в г. Капуя. Причем беглецы совершенно «случайно» наткнулись на обоз с гладиаторским оружием. Затем они создали свой лагерь на Везувии, а когда римский отряд блокировал их, спустились с отвесной стены, неожиданно напали на римлян и разбили их. Всё просто, да не совсем. В восстании много странностей.

В Римской Республике на протяжении многих лет шло противостояние двух партий: оптиматов и популяров. Война Мария-Суллы закончилась победой оптиматов (сулланцев), которые отстранили популяров от власти. На проскрипциях, то есть терроре и казнях противников, отлично наживались и сулланцы и марианцы. При Марии в Капуе организовалась колония ветеранов-марианцев. Так что было кому помочь Спартаку.

Спартак несколько лет шатался по Италии с юга на север, а потом обратно. Римские власти вели себя, по меньшей мере, наивно. Они разбивали отряды рабов, отколовшихся от Спартака, но проигрывали сражения ему. Получается, что римляне зачищали противников вождя-гладиатора, помогая укреплять единство его войска. Поход на юг закончился полным поражением восставших.

Молодой аристократ Феликс смог заявить о том, что он нанёс ранение самому Спартаку, а римские историки получили возможность живо описать героическую гибель предводителя рабов. 6 тысяч рабов распяли. А тело Спартака так и не нашли. Странно это. Странно…

Похоже, и до Р.Х. умели расплачиваться за хорошо проделанную работу. …Работу провокатора.

Итогом восстания же стала отмена сулланских законов, а в дальнейшем и окончательная победа популяров над оптиматами.

Подлинный сюжет восстания Спартака и даже личность Спартака воссоздать никому и никогда не удастся. Еще в студенческие годы меня поразил такой глупый факт, что серьезных научных монографий, посвященных Спартаку, нет. Есть либо беллетристика, где передаются даже диалоги Спартака с Криксом, либо восстание Спартака включается как эпизод в более общие исторические исследования. Копнул дальше. Оказывается, что источников по Спартаку всего лишь пять. Перечисляю: Гай Саллюстий Крисп (86 г. до н. э. - 34 г. н. э.), Плутарх Херонейский (45-127 гг. н. э.), Луций Анней Флор (70-140 гг. н. э.), Аппиан (95-170 гг. н. э.), Орозий (385-420 гг. н. э.). Переносимся вверх моего материала и просматриваем дату восстания Спартака. Получается, что современником восстания был только Гай Саллюстий. С очевидцами восстания мог разговаривать Плутарх (и то вряд ли, тогда очень долго не жили, ну, пусть уж и разговаривал!). Остальные три источника могли пользоваться только чужими словами и мыслями.

Восстание Спартака на самом деле не очень-то потрясло основы Римской Республики и интересовало римлян как эпизод внутренней политической борьбы. Мой вариант восстания Спартака имеет право на жизнь не более и не менее, чем и другие варианты (источников мало, да и достоверностью они грешат, это все равно что использовать «Войну и мир» Льва Толстого в качестве исторического источника о «грозе 1812 года»).

Геополитическая игра в древности тоже велась. Был у нее и застрельщик — царь Митридат Понтийский (личность не ординарная и готовая на все ради власти). Восстание Спартака приходится на время войны Рима с Митридатом и восстания Сертория (марианца) в Испании. Митридат завязал контакты с Серторием и даже предложил тому помощь в борьбе с Римом. Серторий был убит в 72 г. до н. э. Есть версия, что Спартак лично знал Митридата. И своевременность восстания Спартака поражает, ибо лучшие римские легионы заняты подавлением мятежа Сертория и войной на Востоке. Митридат Понтийский слабо напоминает дядюшку Сэма, но все-таки напоминает. Но Митридаты опасны Риму только и только в том случае, когда в самом Риме нарастают неустроенность и беспорядок.

Рим знавал до Спартака два крупных восстания рабов в Сицилии. Там восставшие даже государства свои создали. Весьма интересно, что предводители рабов на Сицилии объединялись и подчинялись единому руководству, даже если до этого действовали (и успешно!) против римлян самостоятельно.

При мятеже Спартака же мы видим, как от вождя-гладиатора постоянно уходят соратники и судьбу их видим. Крикс отделился — убит римлянами, Эномай ушел — та же участь. Как-то все наоборот. И это наталкивает на раздумье: «Зачем лидер восстания дробил ряды своих сторонников? Или, может быть Крикс, например, узнал нечто, что не позволило быть вместе со Спартаком?» Впрочем, доказать это нельзя, да и опровергнуть так же. Но подумать стоит, боясь не за посмертное загробное существование Спартака, а за современную Россию.

Нечто подобное и у нас происходило и происходит. Г-н Навальный усиленно пытается вписаться в образ Спартака, меняя свои идеологические предпочтения, как аристократ перчатки в зависимости от погоды.

В Европе о Спартаке особенно никто не вспоминал даже в Эпоху Возрождения. На идеологический щит Спартака вознес XVIII век. Основатель ордена иллюминатов — Адам Вейсхаупт принял для себя псевдоним – «Спартак». Любопытнейший орден я вам доложу. Поищите о нем информацию, получите «непередаваемые ощущения». Далее Великая Французская революция возлюбила Спартака как символ борьбы!

Руководители двух восстаний рабов в Сицилии для сего дела не годились. Они себя царями провозгласили (в силу традиции и в пику Римской Республике). Потом Спартаком восторгались Карл Маркс и Гарибальди. А еще позже Спартак силами писателей, художников и кинематографистов превратился в героя а-ля Бэтмен! Спартаком, как символом, символом благородного и бесстрашного героя восхищаются до потери пульса. Но этот символ создали писатели, а не ученые. Это художественный образ.

А любителям Спартака предлагаю вспомнить о распятых шести тысячах человек, пошедшим за ним…

И еще. Историософской параллелью к деятельности Навального вполне может являться и древний постспартаковский «революционер» Луций Сергий Катилина с его «свершениями».

Вообще-то, за каждым Катилиною и Спартаком скрываются обычно другие люди, желающие загрести политико-экономический жар чужими руками. Марионеток зрителю подсовывают кукловоды. А потом обрезают нити…

История нас учит, но в состоянии ли жертвы ЕГЭ XXI века выучить уроки ее?..