Когда очнулся Сталин
Петр Мультатули

Когда очнулся Сталин

3 июля 1941 года по радио с обращением к советскому народу, впервые с начала Великой Отечественной войны, выступил глава правительства СССР, председатель государственного комитета обороны Иосиф Сталин.

К 3 июля 1941 года вермахт уже захватил Литву, Латвию, значительную часть Белоруссии, военные действия велись в Карелии и Молдавии, немецкие танковые клинья неудержимо рвались на восток.

В день выступления Сталина начальник Генерального штаба сухопутных сил Германии генерал-полковник Франц Гальдер записал в свой дневник: "Русская сухопутная армия разгромлена. Не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение всего 14 дней".

В течение всех этих судьбоносных событий страна ничего не знала о своем вожде, "любимом и родном" Сталине. Для народа он, начиная с 22 июня, словно в воду канул. Впрочем, не только для народа. Советский посол в Лондоне Иван Михайлович Майский вспоминал: "Наступил второй, потом третий, четвертый день войны. Москва продолжала молчать. Ни Молотов, ни Сталин не подавали никаких признаков жизни. Послы за границей в столь критический момент не получали никаких директив из центра".

Сталин до конца надеялся, что войны удастся избежать. Вождь полагал, что войны желает не Гитлер, а германский генералитет. Поэтому, когда она началась, страшная и беспощадная по всему гигантскому фронту от Баренцева до Черного моря, Сталин был полностью растерян.

29 июня с ним случился нервный криз, к которому возможно прибавился и гипертонический. Ни 29, ни 30 июня Сталин в Кремле не появлялся и никого не принимал. Этим он поставил страну на грань нового политического кризиса. В условиях введённой Сталиным жесточайшей централизации только он один держал в своих руках все важнейшие нити управления страной и армией.

Вечером 30 июня 1941 года члены Политбюро поехали к Сталину на Ближнюю дачу. Вождь встретил их неприветливо и даже подозрительно. "Зачем пришли?" - спросил он соратников. Молотов от имени Политбюро сказал, что нужно сконцентрировать власть, нужно создать Государственный комитет обороны.

Наверное, мы до конца никогда не узнаем, что произошло в Кунцево в ту ночь. Сам Сталин называл её "самой для него тяжелой и памятной". Но безусловно одно: после нее Сталин вновь появился на политической сцене, ознаменовав это появление речью перед народом 3 июля.

В своем выступлении вождь позволил себе только одно, хотя психологически и очень важное, нововведение: знаменитое обращение "Братья и сестры". Сталин, будучи прекрасным психологом, хорошо помнил результаты переписи населения 1937, когда большинство опрошенных, несмотря на чудовищные репрессии, заявили, что они верующие. И вот сейчас, 3 июля 1941-го, Сталин обращался к верующему народу с призывом о помощи.

Современница событий, Елена Кузьмина вспоминала: "Речь Сталина по радио: "Братья и сестры…". Мы привыкли к волевому голосу этого человека. И вдруг немного старческий, чуть дрожащий голос обращался к нам не то с просьбой, не то за помощью". В остальном выступление 3 июля было классическим примером сталинской демагогии и искажения действительности. Чего стоила хотя бы следующая фраза: "Враг ставит своей целью восстановление власти помещиков, восстановление царизма". Кстати, накануне нападения на СССР, Геббельс, словно предвидя эти сталинские слова записал в дневник: "В России вовсе не будет восстановлен царизм, а вопреки еврейскому социализму, будет осуществлён подлинный".

Но люди в тот момент не вдавались в оттенки речи вождя. Народ хотел услышать, что власть в государстве есть, что его глава действует. Поэтому сталинское выступление произвело сильное бодрящее впечатление на граждан страны и ее армию.

«Царьград-ТВ»