Союз с прицелом на Восток
Владислав Гулевич

Союз с прицелом на Восток

Геополитические нюансы польско-румынского сотрудничества у восточных рубежей Европейского Союза Внешняя политика Бухареста определяется курсом на построение Великой Румынии. Термин «Великая Румыния» не употребляется напрямую для обозначения геополитического проекта, к реализации которого стремится Бухарест, и несёт историко-идеологическую смысловую нагрузку, отсылая к прошлым временам, которые румыны считают великой эпохой в истории своей государственности. Великая Румыния — это современная Румыния плюс Приднестровье, Молдавия и часть Бессарабии и Буковины (Одесская и Черновицкая обл. Украины). Такая Румыния существовала в 1918-1940 гг., и это было временем максимального расширения границ Румынии. Официальный Бухарест, избегая прямых коннотаций с существовавшей ранее Великой Румынией, проводит последовательную политику, направленную на расширение границ румынского государства за счёт поглощения земель, вхождение которых в состав Румынии и сделало её Великой. Таким образом, даже если Бухарест не называет свой геополитический проект официально Великой Румынией, этот проект является «великорумынским» по сути и заявленным целям. Для его реализации Бухарестом предпринимаются долгосрочные усилия по маргинализации молдавской государственности, языка и культуры. Утверждается, в частности, что молдавское государство не есть самоценность, а является дубликатом румынского государства; молдавский язык — испорченным славянизмами румынским языком; молдавская культура — порождением негативного влияния русской культуры на румынскую. Бухарест поддержал создание независимого молдавского государства в 1991 г. на обломках СССР, ссылаясь на уважение к волеизъявлению молдавского народа и его желанию жить в независимом государстве. Подобные заявления Бухареста носили инструментальный характер, как и сама молдавская государственность имеет для Бухареста не абсолютное, а инструментальное значение, являясь переходным этапом на пути поглощения Молдавии. Если в 1980-1990-х гг. молдавские националисты считали Румынию главным защитником молдавской нации и молдавского государства, то в 2000-х Румыния выступила фактическим противником сохранения за молдаванами статуса отдельного от румын народа, а за молдавской государственностью — статуса отдельной от Румынии страны. Создание Великой Румынии должно обеспечить Бухаресту региональное лидерство в масштабах Юго-Восточной Европы, усилив румынское влияние в бассейне Чёрного моря. Главным препятствием на пути к Великой Румынии Бухарест считает Россию. В Приднестровье дислоцируется российский миротворческий контингент, Москва последовательно выступает за укрепление отношений с Киевом и Кишинёвом, что совершенно не в интересах Бухареста. Поскольку Молдавия и часть Украины должны войти в состав будущей Великой Румынии, Бухаресту нужны слабая и зависимая Украина и слабая и зависимая Молдавия. Отобрать земли у сильной Украины или включить в свой состав сильную Молдавию Бухарест не сможет. Экономически и политически сильными Украину и Молдавию делает сближение с Россией, развитие сотрудничества с нею по линии ВПК и т.д. Поэтому в интересах Бухареста помешать нормализации отношений по линии Киев — Москва и Кишинёв — Москва. Напомним, что свою первую территориальную потерю постсоветская Украина понесла на западном направлении, проиграв Румынии спор в Международном суде ООН дело о принадлежности шельфа у о. Змеиный в 2009 г., когда у власти находился прозападный президент Виктор Ющенко. Великая Румыния является антироссийским проектом в силу того, что предполагает коренное изменение сложившегося в Юго-Восточной Европе баланса сил, отгородив Россию от Юго-Восточной Европы «великорумынским забором». Великая Румынии страдает геополитической незавершённостью: она перекрывает России выход через Юго-Восточную Европу на Балканы, но оставляет открытым путь через Восточную Европу. Отсюда логически вытекает сближение Румынии с Польшей — ещё одной восточноевропейской страной, претендующей на региональное лидерство, но уже не в Юго-Восточной Европе, а в Центрально-Восточной. Бухарест и Варшава подписали соглашение о стратегическом партнёрстве в 2009 г., затем, в 2015 г. — план стратегического взаимодействия на 2016 -2020 гг. Польско-румынский союз ставит целью перекрыть России выход через Центрально-Восточную Европу на запад, и через Юго-Восточную — на Балканы и, далее, к Средиземноморью. При этом Варшава реализует собственный геополитический проект Троеморья (Trojmorze) или АВС (Адриатика—Балтика—Чёрное море), созвучный проекту Великой Румынии. Впервые официально этот проект был представлен президентом Польши Анджеем Дудой на конференции в хорватском Дубровнике на саммите стран Троеморья в августе 2016 г., где им было объявлено о необходимости построения геополитической оси Север—Юг. Румынию Варшава рассматривает как активного участника проекта АВС. Проект АВС, в свою очередь, является расширенным проектом Междуморья 1920-х гг. авторства Юзефа Пилсудского. Междуморье — это проект создания под предводительством Польши антироссийского блока государств, в т.ч., с участием Румынии, на пространстве между Балтийским и Чёрным морем. Междуморье было расширено до масштабов Троеморья по причине состоявшегося раздела Европы по линии Запад-Восток. Создаваемая Польшей дополнительная ось Север-Юг довершит эти раздел, придаст ему финальную геополитическую огранку. Крайними звеньями этой оси будут страны Скандинавии, прежде всего, Швеция и Румыния. Польша же будет средним, держащим звеном этой геополитической конструкции. Такая политика привела к тому, что Румыния и Польша несут свою часть ответственности за возрождение неонацизма у восточных границ Европейского Союза. Поскольку дефрагментация постсоветского пространства является обязательным условием для создания антироссийских блоков и союзов на этой территории, Варшава последовательно выступает в качестве адвоката Украины на международной арене, поддерживая Киев дипломатически и финансово, в т.ч., украинские националистические организации неонацистского толка. Участие Украины в проекте АВС крайне необходимо для Варшавы, так как придаёт т.н. «эффект стратегической глубины», максимально отдаляя границы Польши от границ России (буфер). Отсюда вытекает заинтересованность Варшавы в существовании антироссийского режима на Украине, и самым антироссийским может быть только режим радикально-националистический. На территории непосредственно Польши Варшава финансирует Союз украинцев в Польше, саму популярную украинскую националистическую организацию, откровенно прославляющую украинских коллаборационистов времён Второй Мировой войны. Отношение Варшавы к украинскому национализму является инструментальным, продиктованным желанием использовать эту идеологию для противодействия идеологии евразийской интеграции, поддерживаемой Россией. Россия с её проектом евразийской интеграции и создания Евразийского экономического союза остаётся для Польши и Румыния конкурентом, предлагающим альтернативную модель сотрудничества для постсоветского пространства, что автоматически лишает Бухарест и Варшаву перспектив на региональное лидерство. Польша и Румыния для Евросоюза (ЕС) — периферия, их значимость для европейской дипломатии зависит от градуса конфронтации с Россией. Если проект создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) будет успешен и ЕАЭС будет партнёром ЕС, Румыния и Польша окажутся на периферии сразу двух глобальных интеграционных проектов. Единственной доступной для них геополитической ролью будет роль моста между Европой и Россией, что не соответствует их текущим амбициям. Румыния, как и Польша, поддержала государственный переворот на Украине в 2014 г., потому Румынии нужна слабая и зависимая Украина, и сделать её такой может только такое правительство, которое сведёт к минимуму сотрудничество с Москвой. Российско-украинское сотрудничество видится Бухаресту как препятствие на пути реализации проекта Великой Румынии. Помешать отношениям Москвы и Киева — главная внешнеполитическая цель Бухареста. Проблема в том, что Румыния для идеологического обоснования проекта Великой Румынии развернула кампанию по оправданию Иона Антонеску — союзника Гитлера в годы Второй Мировой войны, почти создавшего Великую Румынию с помощью нацистов. Нельзя оправдать Великую Румынию, не оправдав предварительно Иона Антонеску. Действия Румынии в годы Второй Мировой войны излагаются Бухарестом в положительном тоне, что превращает Румынию также в пропагандиста неонацистских настроений у восточных границ Европейского Союза. Сейчас румынско-польские отношения находятся в такой стадии, когда у них нет противоречий. И Бухарест, и Варшава желают ослабления России для достижения своих геополитических амбиций. То, что Россия является принципиальным и последовательным противником неонацизма, как такового, и возрождения политический течений, сотрудничавших с нацистами в годы Третьего рейха, является для Варшавы и Бухареста проблемой. В их интересах ослабить украинский национализм настолько, чтобы он не мог препятствовать румынским и польским геополитическим планам, и укрепить его настолько, чтобы он оставался действенным инструментом идеологической войны с Россией и инициированными ею интеграционными проектами. Опубликовано в сборнике «Анатомия румынской политики» (Сербия)