Лакмус сбитого Су-22
Николай Севостьянов

Лакмус сбитого Су-22

Несмотря на реакцию отечественных (да и западных) СМИ, последние события в Сирии не являются чем-то невероятным или историческим.

Да, с одной стороны, сирийский самолёт, сбитый американцами в сирийском же небе, — очень серьёзная провокация. А реакция России — отказ от взаимодействия с Пентагоном — такой же серьёзный ответ, из которого можно сделать эффектную картинку.

Но с другой стороны, всё, что мы наблюдаем, уже было — в другое время и в других формах. В данном случае, мы видим лишь переход на новый уровень.

По факту, действия Штатов абсолютно закономерны в рамках той политики, которую они проводят на Ближнем Востоке. При этом их нельзя расценивать исключительно в плоскости решений, принимаемых в Вашингтоне. Сбитый самолёт — лишь отражение многоступенчетой модели, посредством которой Сирия последовательно превращается в «бывшее государство», поэтому не лишним будет упомянуть каждый из этих аспектов.

Самое первое, и самое очевидное, это то, что администрация Трампа продолжает поднимать градус сирийского конфликта. Сбитый самолёт — гораздо более звонкая пощечина, нежели удар по авиабазе. В тот раз даже американской стороной это было представлено как знаковое событие, под которое была подведена целая философия. Хотя Асад не совершал преступлений, ответственность за которые была на него возложена, но там хотя бы была попытка (пусть и неудачная) преподать удар как превентивную меру.
    
В этот раз всё по-другому. Сирийский самолёт был сбит походя, буднично, как будто речь идёт о дроне. Аргументация — защита союзников, SDF, действующих под управлением так называемой Рожавы — Сирийского Курдистана. Их якобы и бомбили с воздуха правительственные самолёты. На минуточку, один из флагов, которые используют силы, входящие в SDF – это флаг Сирийской Свободной Армии, структуры, которая собственно и развязала в стране гражданскую войну, подготовив почву и для Нусры, и для ИГИЛ.

Причем бомбили их или нет — вопрос десятый. Ключевой момент заключается в том, что даже если Дамаск наносил какие-то удары, он наносил их по вооруженным отрядам, которые, вне зависимости от личных симпатий, не являются легитимными с точки зрения международного права.

Таким образом, Штаты открыто заявили, что для них не существует ни этого самого международного права, ни Сирии как независимого государства.

А самое главное — они еще раз попытались показать всему миру, что союзники могут быть лишь у них самих, точно так же, как лишь они — Соединенные Штаты — могут быть эффективным союзником. Ведь сбитый самолёт — еще один, мягко говоря, кивок в сторону Москвы: дескать, смотрите, а ведь Россия даже не может защитить тех, кому оказывает поддержку.

Подобная аргументация идеально ложится на длинную историю ударов по Асаду — сначала по наземным целям со стороны Израиля, затем по всё той же авиабазе уже со стороны Штатов, а теперь и по целям воздушным. Очень похоже на продавливание пресловутой бесполётной зоны, причем на продавливание практическое, такое, которое просто поставит всех перед свершившимся фактом.

И Штаты делают это спокойно, ничего не опасаясь, потому что они уже давно поняли, что хвалёные ракеты C-300 — это вещественный аналог державный риторики. Красивый, мощный, но …не применимый в реальности. А реальность такова, что Сирию, которая уже 7-й год (!) ведёт страшную войну против черного зла, просто рвут на части, которые по замыслу Вашингтона, Аммана, Анкары и Тель-Авива уже никогда не должны соединиться во что-то жизнеспособное. И очень жаль, что курды в данном случае становятся всего лишь еще одним инструментом.