Восток присмотрелся к Москве
Павел Маньшин

Восток присмотрелся к Москве

Российские туроператоры прогнозируют постепенное восстановление турпотоков из Европы и всплеск интереса к России у азиатских туристов.

В случае с Европой речь об отложенном интересе к России. Те, кого пугает дикий образ нашей страны, малюемый западной пропагандой, к нам не едут. Едут те, чей интерес к России от пропаганды слегка притупился, но не исчез совсем.

Понятно, что такого типа европейские туристы динамику докризисного 2013 г. не восстановят. С Запада к нам будет ездить гораздо меньше людей, чем до 2014 г. Зато с Востока — гораздо больше, и это радует. О китайских туристах, оставивших в России в прошлом году более $2 млрд., уже писали. Поговорим о других.

В последнее время отмечается рост численности туристов из Ирана. В 2015 г. Россию посетили 35 тыс. гостей из этой страны, в 2016 г. — на 60 тыс. больше. В 2017 г. ожидается прибытие в Россию не менее 100 тыс. иранских туристов. По восточным меркам, Иран — страна обеспеченная, иранские туристы останавливаются в дорогих гостиницах, покупают не дешёвые туры.

На фоне 1,1 млн. китайских туристов, побывавших в России в прошлом году, 100 тыс. иранцев выглядят более чем скромно. Но Иран — это почти 80 млн. населения, среди которого растёт туристическая привлекательность нашей страны. В случае введения безвизового режима между нашими странами (этот вопрос сейчас прорабатывается) иранцы хлынут в Россию вместе с деньгами, что нашей экономике не помешало бы.

Здесь показателен пример с Монголией. После отмены виз между Монголией и Россией ежегодно к нам приезжает более 300 тыс. монгольских туристов. В основном, едут в Бурятию и Иркутскую область. Благодаря этому Бурятия смогла вырваться в лидеры Сибири по объёмам розничной торговли — ₽122 млрд. в 2015 г.!

В Бурятии давно не в новинку дублирование на монгольском языке вывесок в магазинах и информации на упаковках с продуктами.

Ещё одним очень перспективным направлением для въездного туризма считается Индия. Ежегодно более 20 млн. индийцев выезжают за рубеж, из них почти 71 тыс. едут в Россию. Это очень мало, но по темпам роста въездного туризма с Индией Россия вырвалась на первое место. Нигде больше нет такой разницы между количеством индийцев, приезжавших год-два назад, и теперешним количеством таких визитёров. Например, в 2015 г. этот прирост был +33% по сравнению с 2014 г.

Индийские туроператоры уже приезжают в Россию, чтобы выбрать гостиницы, разработать туристские маршруты и прочее, необходимое для привлечения индийских туристов.

К 2050 г. Индия будет самым густонаселенным государством и обгонит Китай. Количество путешественников из этой страны тоже будет увеличиваться. Россия уже предпринимает усилия, необходимые для того, чтобы остаться в списке популярных среди индийцев направлений.

Как не раз отмечалось, достоинства азиатского туризма в том, что он охватывает своим вниманием отдалённые регионы России. Администрация Амурской области поставила задачу превратить регион в площадку подскока для китайских туристов, чтобы из Амурской обл. китайцы смогли слетать на Камчатку, Сахалин и т.д. Т.е., те регионы, куда нога иностранного туриста практически не ступает (за исключением японцев на Сахалине).

Стратегической задачей российских туроператоров должно быть превращение остальных приграничных территорий в такие же площадки подскока, чтобы японские, китайские, монгольские, индийские туристы могли добраться до Ямала и Таймыра (такие желающие тоже есть), а иранские — до Калмыкии, Башкирии, Татарстана и т.д.

Это оживит многие сферы региональной экономики, от авиаперевозок до розничной торговли и музейного дела.