Слово о сельской библиотеке
Олег Горностаев

Слово о сельской библиотеке

Сельские и поселковые библиотеки. Кажется, скучней темы для статьи не бывает. На самом деле, тема эта очень важная потому, что речь пойдёт о значительной части российского населения, проживающей на необъятных просторах.

Вы когда-нибудь обращали внимание, дорогой читатель, на обеспеченность сельских библиотек современной литературой? В смысле, не написанной в наши дни, и потому современной, а о книгах, пусть даже классике XIX века, но отпечатанной на современной бумаге, с применением современных технологий?

Скорей всего, вам не приходилось захаживать в сельские и поселковые российские библиотеки. Если бы вы там побывали, тогда увидели бы полки, уставленные старыми затертыми книжками 1970-1980 гг. выпуска.

Книги поновее, 1990-х гг., представлены, как правило, дешёвой писаниной: неискушенными детективчиками, пресной фантастикой, бульварными романчиками. Такую «литературу» тоннами продавали в перестроечно-либеральные времена. Цена ей — грош.

Вся серьёзная классика (Плещеев, Достоевский, Чехов, Тютчев, Куприн, Бунин, Булгаков и т.д.) представлена засаленными книжечками, напечатанными ещё в советское время. Заходишь в такую библиотеку, и вроде в архивный отдел попадаешь. Хоть археологов вызывай изучать «древние» манускрипты, которым уже по 30-40 лет.

В сельских библиотеках дела ещё хуже. Есть, конечно, т.н. модельные библиотеки в сёлах, свеже отремонтированные, с современной оргтехникой, наборами современных книг. Но таких библиотек гораздо меньше, чем сел и посёлков.

Во многих сельских библиотеках видишь перед собой не книги, а какую-то старую макулатуру. По содержанию это — кладези мудрости. Даже старый томик А.Майкова остаётся высоким произведением. Но внешне такие книги навевают мысли о 1960-1970-х, когда и формировались книжные фонды таких библиотек.

С тех пор немного изменилось. Русская Православная Церковь, слава Богу, в меру сил беспокоится о снабжении провинциальных библиотек современной религиозной литературой. Иначе погрязла бы наша провинция во тьме, не только интеллектуальной, но и духовной.

Нужна не только религиозная, но и светская литература. Нужны новые, свежие, яркие и красивые книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Лескова, Есенина. Нужны умные и глубокие книги современных поэтов и писателей.

Каждое лето школьникам задают чтение на дом. Идёт сельский школьник в библиотеку, и ему выдают потрепанную, помятую, исцарапанную книжку, возрастом эдак лет в 20-30.

Наверное, родители этого школьника держали её в руках, когда сами были школьниками. Вряд ли у ребёнка будет сильное желание читать такую книгу. Он ещё ребёнок, ему нравятся яркие картинки и рисунки, красивые обложки, а не покрытая архивной пылью серая бумага.

Почти все современные книги в России издаются в Москве или Питере. Гораздо реже в других городах. Особенно редко — в городах Сибири и Дальнего Востока. Чтобы привезти много умных книг в дальневосточную деревню из Москвы или Питера — сколько надо денег? Вот и сидит наш дальневосточный читатель в библиотеках со старенькими книжками. И хорошо, если это будет не умирающая классика! Но люди читают не только классику. Они читают приключенческую, историческую, научную и прочую литературу. А её нет в сельских библиотеках. Вернее, она есть, но устаревшая и совершенно не актуальная. Ни социально, ни интеллектуально. Про Интернационал, подвиг рабочих и крестьян в годы революции, про целину и т.п. Про целину тоже можно почитать, но это не значит, что 80% книжного фонда в библиотеках должна составлять такая классовая литература.

Россия — страна огромная. Социальные лифты в ней работают слабо. Талантливой молодёжи из провинции очень сложно вырваться на творческий простор, занять достойное место в жизни, сделать серьёзную карьеру. Это плохо. Но нам же нужна талантливая, пытливая и умная молодёжь? Давайте поможем ей стать такой.

Сельские и поселковые библиотеки необходимо снабжать современной литературой. Поверьте, в провинции тоже есть люди, желающие почитать журнал «Философские науки». Но они отрезаны от свежей научной мысли, вынужденно барахтаются в интеллектуальных остатках, чуть ли не случайно оказавшихся в их библиотеке.

Наши дорогие, во всех смыслах, футболисты могут за ночь пропить в Монте-Карло €250 тыс. Одной двусотпятидесятой части этого хватило бы на то, чтобы озолотить сельскую библиотеку где-нибудь на Сахалине или Крайнем Севере.

Провинциальные библиотеки не могут себе позволить подписку на современные стоящие журналы. Не могут закупать новую литературу. Фонды многих из них обогащаются за счёт того, что идут сокращения других библиотек. Было в посёлке две библиотеки, одну убрали, её книжки перевезли в единственную оставшуюся. Так эта последняя библиотека и богатеет.
Но богатеет ли? Ведь книг в посёлке больше не стало, а новых и подавно. А вот мест, где можно почитать, стало меньше: вместо двух библиотек — одна.

Столица не должна оставлять провинцию на произвол судьбы. Когда-то академик Ломоносов, изобретатель Кулибин, военачальники Великой Отечественной войны Жуков, Васильевский, Малиновский, Батов, Конев вышли из провинции.

Провинция питает своей кровью столицу и крупные города. Плохо, когда провинция отстаёт от этих городов в плане финансового обеспечения, социальной инфраструктуры. И очень плохо, если будет отставать интеллектуально. Не в силу каких-то своих особенностей, а в силу того, что столица не побеспокоилась вовремя о снабжении провинции толковой научной и глубокой нравственной литературой.