Что значит "рука Москвы"
Отдел информации

Что значит "рука Москвы"

Интерес России состоит в том, чтобы в качестве соседа иметь сильную, независимую, процветающую и дружественную Болгарию.

Генерал русской разведки Леонид Решетников, с аристократическим лицом известного французского артиста 60-х годов минувшего века, не вызывает никакого беспокойства у собеседника. Улыбается широко, но сдержанно. Две темы заставляют его взгляд изменить профессиональной непроницаемости и в нем открываются маленькие, но заметные проявления эмоций — это Болгария и Православие. Мы беседуем в просторном помещении — в офисе в центре Москвы. Стены украшают небольшие фотографии с политическими деятелями и друзьями. Среди них — и фотография с президентом Путиным. По размеру она не отличается от остальных.

- Леонид Петрович, определенные политические круги в Софии считают Вас "длинной рукой Москвы" в Болгарии. Насколько верно это утверждение?

- А вы не задумывались, с каких это пор вдруг болгары стали бояться «руки Москвы»? Разве она когда-нибудь ограбила Болгарию, отторгла ее земли, пролила кровь ее сынов? Эта рука с благодарностью приняла от болгар славянскую азбуку, священные книги, утвердившие на Руси православную веру, эта рука подняла меч ради освобождения своих братьев по вере от иноземного ига. Это всегда была рука дружбы и братской помощи. Каждая страна имеет свои национально-государственные интересы, так вот интерес России состоит в том, чтобы иметь в качестве своей соседки сильную, независимую, процветающую и дружественную Болгарию. Здесь ключ к ответам на многие вопросы. Представьте себе, что в начале 70-х годов, когда я учился в аспирантуре Софийского университета и много путешествовал по Болгарии, в селах старики целовали мне руку — они хорошо помнили то добро, которое принесла Болгарии рука Москвы.

А кто сегодня запугивает болгар «рукой Москвы»? Это не глупцы, а люди опасно подлые, те, кто торгует суверенитетом Болгарии, ради личного обогащения готов забыть о национально-государственных интересах своей страны и с лакейским подобострастием служит интересам чуждым. Попытки объяснить происками «руки Москвы» все и вся — это целенаправленное стремление не только омрачить российско-болгарские отношения, но и отвлечь внимание от тех сил, которые реально не просто вмешиваются, а работают в пользу полного подчинения себе Болгарии. Вспомните, как в ходепарламентских выборов под крики о мифической «руке Москвы» в ход избирательной кампании совершенно очевидно вмешивалась Турция. Не нужно быть корифеем политологии, чтобы понимать: если бы вмешательство Москвы в действительности было, то в Софии давно сидело бы правительство, ориентированное на сотрудничество с Россией, ведь большинство болгар по-прежнему настроены в пользу таких отношений с нами.

Употребление примитивного штампа о «руке Москвы» применительно ко мне просто смешно и глупо. Я аналитик. Закончил службу в российской разведке на посту начальника информационно-аналитического управления и потом в течение 8 лет руководил крупным аналитическим центром (РИСИ), афилированном к администрации президента. Моя задача была проанализировать события и донести выводы «наверх», а принятие решений и их исполнение — задача совсем других людей. Я люблю Болгарию и настоящих болгар и старался как можно чаще инициировать интерес России к вашей стране, так как в последние десятилетия он существенно ослаб.

- Вы прекрасно знаете Болгарию, до 10 ноября 1989 года работали здесь как разведчик. Что же Вы всё-таки пытались разузнать? Мы же были братскими странами, состояли в одном военно-политическом союзе, не правда ли?

- Я, действительно, хорошо знаю Болгарию, болгарский язык, историю, традиции, культуру, современное положение, но не из-за того, что служил в разведке. Я получил хорошую подготовку по Болгарии задолго до прихода в разведку. Со второго года обучения на историческом факультете Харьковского университета я занимался историей Болгарии в рамках курса «История южных и западных славян». Это заслуга известного в то время советского историка-болгариста профессора Георгия Попова. Он очень любил Болгарию и привил эту любовь мне. Под его руководством моя работа о болгарской политической эмиграции в СССР победила на Всеукраинском конкурсе студенческих работ, а в 1970 г. я стал лауреатом Всесоюзного конкурса и был направлен в аспирантуру исторического факультета Софийского университета. Три года жил в Дървеницев одной комнате с замечательным болгарским парнем, аспирантом-химиком. Делили и хлеб, и воду, не говоря уже о вине и ракии. У меня было много болгарских друзей, с ними я объездил всю страну, ходил в Рилу и Пирин. Даже думать стал по-болгарски. Когда защитил диссертацию и вернулся на Родину, пошел работать в Институт экономики мировой социалистической системы АН СССР в сектор, как сами понимаете, Болгарии. И только оттуда перешел на службу в разведку. Тогда мне было почти 30 лет, в разведку школьников не берут. В разведке пришлось на время расстаться с Болгарией — мы были союзниками, разведывать было нечего. В Софии находилось официальное представительство КГБ, которое вместе с болгарскими спецслужбами работало по направлению «Деятельность США и НАТО на Балканах». Поэтому все разговоры о работе советской разведки непосредственно по Болгарии до событий 10 ноября 1989г. не имеют под собой никаких реальных оснований. Правда, с позиций сегодняшнего дня иногда мне кажется, что, может, и надо было работать. А мне в разведке дали совсем другой участок — Югославию. В Белграде я проработал почти пять лет. Непосредственно к Болгарии я смог вернуться только через 12 лет, когда в марте 1991 года был направлен в Софию. Болгарская проблематика оставалась в зоне моего внимания до ноября 2001 года, когда я выехал в Грецию в качестве официального представителя СВР при греческой разведке. С конца 2004 по апрель 2009 работал в Москве в качестве руководителя информационно-аналитического управления СВР. В 62 года попрощался с разведкой и снял погоны. Почти 8 лет возглавлял РИСИ. Так что нет ничего сверхъестественного в моей биографии, чтобы пугать мною детей.

- Членство Болгарии в НАТО в какой степени и направлении повлияло на отношения между Россией и Болгарией? В чисто человеческом плане, видите ли Вы изменение отношения русских к Болгарии и болгар к России?

- Вступление Болгарии в ЕС и, особенно, в НАТО, безусловно, негативно сказалось на российско-болгарских отношениях. Для России НАТО — по-прежнему военно-политический блок, направленный, прежде всего, против неё. Если, не дай Бог, обострение отношений приведёт к вооруженному конфликту, мы можем оказаться в состоянии войны друг с другом, как это было в 1915-1917 гг. Второе, вступив в эти союзы, Болгария практически полностью утратила свою самостоятельность на международной арене. Получается, что с ней бессмысленно обсуждать какие-либо серьёзные вопросы мировой, региональной и даже двусторонней политики. Так только, для протокола. Ведь есть Брюссель и Вашингтон, которые за Болгарию все решают. В результате у многих русских изменилось отношение к болгарам и в чисто человеческом плане. Стали поговаривать, что болгары склонны к предательству, стал исчезать интерес к Болгарии как к внешнеполитическому фактору, к её культуре и истории. Распространяется утверждение, что болгары в решающее для России время всегда оказывались в лагере противника и т.п. Хотя и Россия в некоторой степени виновата в осложнении отношений с Болгарией — в начале 90-х мы ушли с Балкан, бросив своих друзей и союзников — с таким мнением тяжело бороться, так как болгарский народ в своей основной массе никак не показывает, что он реально противостоит политике превращения Болгарии в антироссийский фактор. Что касается отношения болгар к русским, то могу сказать, что у среднего и старшего поколений оно остаётся дружелюбным. Молодёжь в основном равнодушна. Грустно, что молодые люди в Болгарии теперь обращаются к русским на английском языке. В целом оба наших народа в немалой степени утратили ту сердечность и доверие, которые были характерны для отношений между ними ранее.

- Мало известно, что в России идет процесс восстановления традиций и ценностей дворянства? Насколько это могло бы стать политическим течением и влиять на дальнейшее развитие страны? Сможете ли Вы овладеть этой политической энергией, которая, по мнению социологов, составляет около 30% от электоральных настроений в России?

- Болгары, как это ни странно, действительно плохо знают Россию. Мало, крайне мало тех, кто понимает, что происходит в нашей стране. Она представляется как что-то огромное и неизменное, с одной только вечной внешнеполитической задачей — помогать при любых обстоятельствах Болгарии или наоборот, «топить» Болгарию всеми силами. Некоторые наиболее «глубокие» знатоки России допускают, что она наряду с Болгарией очень интересуется Балканами, критикуя нас за излишнюю любовь к сербам в ущерб болгарам. Все остальные вопросы, связанные с приоритетами внешней политики России, её жизненноважными национальными интересами не учитываются, или рассматриваются через призму Болгарии.

А у нас на первом месте, как впрочем и на втором, третьем… вопрос отстаивания независимости и суверенитета России по всем направлениям мировой политики, противостояние давлению США их союзников, мобилизовавших в свой агрессивный блок подавляющее большинство европейских стран, окруживших Россию своими базами по всему периметру её границ. У нас задача защита Русского мира, то есть миллионов русских людей оказавшихся после распада СССР за пределами России и подвергающихся открытой или скрытой насильственной ассимиляции.

А что касается внутренних процессов в нашей стране, то здесь практически полное отсутствие какого-либо понимания. Только единицы в Болгарии осознают, что Россия трудно, иногда мучительно, но последовательно возвращается к себе, возвращается на свой исторический путь, которым она шла 1000 лет. Великая национальная катастрофа 1917 года взорвала восточно-православную империю, защитницу всех православных, христианских народов, она едва не погубила русскую нацию, её веру, традицию, культуру, негативно сказалась на развитии целого ряда соседних с нами стран.

Система, построенная на крови собственных граждан, оказалась недолговечной, всего 73 года, но её крушение ещё более осложнило возвращение России на естественный путь развития. У нас много споров, дискуссий, столкновений симпатий и антипатий. Идёт поиск оптимальных моделей функционирования государственного механизма, экономики. Наши недоброжелатели давно заметили, куда постепенно разворачивается Россия и пытаются на этом переходном периоде не только осложнить ей жизнь, но и нанести такие удары от которой она долго не сможет оправиться. Отсюда столько ненависти к нашему лидеру Владимиру Путину, к Русскому Православию, отсюда Украина, Сирия, отсюда проникновение в Среднюю Азию, на Кавказ, постоянные террористические акты, активная поддержка внутренней оппозиции. Мы даём отпор, и он будет возрастать. Сейчас весь мир перед выбором: или он катится в пасть глобалистского чудовища, отвергающего веру, культуру, традицию, превращающего человека в бесполое существо, или возвращается к заветам предков и идёт по пути Христа к своему воскрешению. Во главе этого пути встаёт Россия.

- До 1990 года Запад воевал с коммунизмом в СССР, сейчас с чем он у вас воюет? С православием, со славянством или просто ему нужен враг для оправдания военных бюджетов?

- На самом деле Запад никогда не воевал только с коммунизмом. Он воевал и продолжает воевать исключительно с исторической Россией. Собственно коммунизм – это западная концепция, в 1917 году и позже закулисные силы в Англии, США и Франции много сделали, чтобы она закрепилась у нас. На днях скончавшийся Бжезинский писал в 1991 году, что с коммунизмом в России покончено, осталось уничтожить русское православие. Именно оно, наше православие и является стержнем исторической России, о которой нам после революции было приказано забыть. На Западе категорически не хотят возрождения России, потому что она является реальной альтернативой глобалистской системе, англо-саксонской постцивилизации. Отсюда все попытки США и их союзников по НАТО не допустить возрождения восточно-православной цивилизации, которая несёт свой, христианский взгляд на мир и человека. Но они опоздали - процесс возрождения идёт и его уже не остановить. Даже войной.

- С какими болгарскими политиками вы познакомились на протяжении многих лет? Пожалуйста, расскажите о наиболее важных встречах и беседах с ними.

- В Болгарии у меня много друзей и хороших знакомых. В начале 1990-х мы дружили семьями с замечательным человеком и учёным, академиком Илчо Димитровым. Я могу перечислить десятки имён, но зачем портить людям настроение, ведь ваши «свободные» СМИ и не менее «свободные» политики сразу подымут базарный гвалт и начнут обвинять их в связях с русской разведкой.

- Где правда в случае "Корнелия Нинова — президентская кандидатура генерала Радева"? У нас до сих пор продолжаются спекуляции на эту тему.

- Истина самая простая: по предложению друзей я встретился с госпожой Ниновой как с новым политическим лицом Болгарии высокого уровня. Встреча длилась 25-30 мин в кафе софийского отеля, где я останавливался. Беседа носила характер знакомства. До этого я несколько лет избегал контактов с представителями руководства БСП, так как считаю соцпартию в её нынешнем виде несамостоятельной и отживающей структурой. Но друзья уговорили. О г-не Радеве услышал от К.Ниновой, как о возможной кандидатуре на пост президента Болгарии. Обсуждать её не было смысла, так как ни я, ни лидер БСП тогда о ней практически ничего не знали. То, что госпожа Нинова испугалась признаться в факте нашей встречи и начала распространять обо мне абсолютную клевету лишь подтверждает моё скептическое отношение к руководству БСП и вызывает вопросы по поводу морально-нравственного уровня её лидера. Возможно, госпожу Нинову подвела подруга С. Шаренкова, которая брала из российской оппозиционной антипрезидентской прессы разные низкопробные домыслы обо мне и распространяла их в Болгарии. Вот какие люди возглавляют у Вас организации болгаро-российской дружбы. Парадокс! Как можно им доверять?

- Поздравление президента Путина Бойко Борисову по случаю премьерского кресла, по оценкам наших наблюдателей, было в заметной степени выше нормы протокола по своей сердечности и искренности. Как бы Вы объяснили подобную оценку?

- В. Путин в целом дружески относится к болгарскому народу и уважает выбор большинства. С другой стороны, на мой взгляд, не надо ждать от него какого-то особого отношения в Вашей стране. Ведь в «активе» двусторонних связей лишь сорванные грандиозные проекты, санкции против России, базы НАТО на болгарской территории и т.д. Нет повода для комплиментов.

- Вижу в вашем кабинете фотографию с президентом Путиным. Каков он на расстоянии 20-ти сантиметров?

- На расстоянии 20 см это внимательный, доброжелательный и всепонимающий собеседник. У России настоящий лидер.

- И в заключение - Ваши пожелания Болгарии.

- Болгарам желаю быть болгарами. Настоящими болгарами. Тогда будет жить Болгария. Настоящая Болгария.

Источник