Молитвенник Русской Церкви
Петр Мультатули

Молитвенник Русской Церкви

Святейший Патриарх Алексий II был последним иерархом, унаследовавшим старую дореволюционную русскую культуру. Выходец из древнего служивого рода, Патриарх говорил, писал, мыслил иначе, чем говорят, мыслят и пишут большинство современных людей. Президент Владимир Путин точно заметил, что это был "настоящий Патриарх". Настоящий не только внутренне, но и внешне.

Один Бог ведает, сколько искушений, соблазнов и испытаний пришлось пережить Патриарху Алексию во время своего нелегкого служения. Но он всегда относился к ним так, как подобает православному христианину: с глубокой верой во Христа-Спасителя, с полным упованием на Волю Божию. Святейший Патриарх никогда не принимал никаких крайних суждений и решений, ни левых, ни правых. Ему органически был чужд любой радикализм, любая политическая суета в церковной жизни.

Русский православный народ всегда видел в нем своего Предстоятеля и Молитвенника, своего Отца. В самые трудные минуты, в самых тяжелых ситуациях в жизни Церкви и общества, Россия слышала его спокойный мудрый голос. Святейший Патриарх не допустил ни раскола Церкви, ни признания "Екатеринбургских останков" за мощи святых Царственных мучеников, ни ухода Украинской церкви Московского патриархата к раскольникам.

Патриарх Алексий Второй не раз говорил, что Россия переживает свое второе крещение. В эпоху его патриаршества были созданы и построены десятки новых епархий, десятки духовных школ, открылись тысячи храмов, монастырей, причём не только в России, но и заграницей.

Русское Православие перестало быть только русским явлением, оно смело заявило о себе в Европе, в Америке, в Африке, на Ближнем Востоке. Православные храмы появились в коммунистической Корее и социалистической Кубе. Одной из своих главных задач Святейший Патриарх считал ввести Русскую Православную Церковь в XXI век: ввести единой и твердо стоящей в Истине. При этом Патриарх понимал, что наступили новые времена, что Церковь должна учитывать новые реалии. Строго придерживаясь святоотеческого учения, отвергая всякие "реформы" внутри Церкви, Патриарх при этом умел сохранять добрые отношения с духовными руководителями иноверческих исповеданий и инославных религий. Святейший понимал, что России нужна крепкая армия, мощный флот, сильная конкурентоспособная торговля, передовая наука, высокое образование.

Величайшим событием эпохи Патриарха Алексия Второго стало прославление Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей. Сколько было сломано копий по поводу того "правильно" или "неправильно" были прославлены Святые Царственные Страстотерпцы! При этом мало кто из критикующих задумывался, какое давление оказывалось на Святейшего Патриарха с целью не допустить вообще никакого прославления Императора Николая II и его Семьи, чего стоили Патриарху его твёрдость и убеждённость в необходимости этой канонизации.

Второй величайшей заслугой Почившего Патриарха стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.

Вспоминая сегодня Великого Отца, запомним его слова, звучащие как завещание: "Без духовного обновления, без Бога, без исполнения Его заповедей никакие знания и учения, никакие деньги и товары, никакая сила и никакая власть не принесут человеку подлинного счастья, полноты и гармонии бытия».

«Царьград-ТВ»