Верные Правой вере
Владислав Гулевич

Верные Правой вере

8 июня Русская Православная Церковь будет поминать Собор мучеников Холмских и Подляшских.

Холмщина и Подляшье — сейчас это территория Польши, но раньше это были русские земли. Конечно, русскость этих земель отличалась от русскости Москвы, Рязани или Сибири, но, все равно, была русскостью, её западным вариантом.

Бытовал даже термин Холмская Русь. Жители этой Руси говорили на своём диалекте русского языка, постепенно обособившегося в украинский язык, более точно который следует называть малорусским.

Так же и язык жителей Подляшья обособился в белорусский, как диалект великорусского языка, чтобы там ни выдумывали современные идеологи белорусского национализма, отрицающие родство русских и белорусов.

В 1940-х Холмщина и Подляшье оставались центрами Православия, и не просто Православия, а русского Православия. Являясь юридически паствой автокефальной Польской Православной Церкви (ППЦ), они не теряли духовной связи с русским Православием, ибо иную связь, кроме духовной, поддерживать с нею не могли. Коммунистические власти в Польше, разумеется, об укреплении отношений ППЦ с РПЦ не заботились.

В те годы в Польше орудовало бандподполье, не согласное с появлением на карте мира вместо прежней Речи Посполитой Польской Народной Республики. Сегодня их в Польше прославляют, снимают про них фильмы, пишут книги, их именами называют проспекты и улицы.

Им придумали благородное название «отверженные солдаты». Дескать, отвергла их родная Польша, объявила вне закона, подвергла преследованиям бесстрашных патриотов, с оружием в руках боровшихся вплоть до конца 1950-х против союзников СССР — властей ПНР.

«Отверженные» в своём фанатизме постепенно инволюционировали в отъявленных бандитов. Шастая по лесам, они грабежами добывали себе пропитание, убивая «виновных» в сотрудничестве с властями ПНР — учителей, врачей, кассиров, милиционеров, польских и советских военнослужащих, выживших в страшных сражениях с гитлеровским рейхом.

Православное население Холмщины и Подляшья для «отверженных солдат» было лёгкой добычей. Безоружное, обескровленное репрессиями пилсудчиков (сторонников Юзефа Пилсудского, правившего Польшей и определявшего её внутреннюю и внешнюю политику с 1918 по 1935 гг.), малочисленное, с трудом выжившее в условиях немецкой оккупации, и с трудом выживавшее в условиях бандеровского террора. Ведь для греко-католической ОУН-УПА православные тоже были целью для убийств.

Таким образом, в послевоенной Польше православные Холмщины и Подляшья оказались меж двух огней — между украинскими националистами из ОУН-УПА и польскими националистами из разных подпольных организаций и группировок («отверженными солдатами»).

Новомученики Холмские и Подляшские пали от рук последних. Священник Павел Швайк принял мученическую кончину в августе 1943 г., продолжая нести светоч Православной веры. О. Василий Мартыш был убит в 1945 г., во время налёта «отверженных» на его дом. О. Николай Голец был выведен из храма после службы, жестоко избит и казнен. О. Серей Захарчук, как и о. Василий Мартыш, был убит в своём доме, причём убийцы осквернили находившиеся там православные святыни. О. Петра Огризенко выволокли из храма прямо в облачении, мучили и казнили, место его погребения неизвестно. О. Лев Коробчук неоднократно подвергался издевкам и нападениям, пока, в конце концов, не был убит после жестоких мучений.

Всего в к сонму мучеников Холмских и Подляшских причислено 8 человек, убиенных лишь за то, что они были православными.

В годы правления Пилсудского в Польше царила антиправославная вакханалия. Были уничтожены сотни православных храмов, часовен и прочих святынь. В Варшаве был взорван монументальный собор Александра Невского, не простоявший и 15 лет. Среди уничтоженных сельских храмов и часовен были древние архитектурные памятники. Православных заставляли силой и давлением переходить в католичество, либо, на худой конец, в униатство.

Пилсудчики в 1940-х годов были носителями политического сознания, сформированного в ядовитой атмосфере диктатуры «дедушки Юзефа» («Дедушка» — революционный псевдоним Ю. Пилсудского).

Отъявленные и неисправимые пилсудчики были костяком «отверженного» бандподполья. Не удивительно, что они пошли на убийство православных. И не только священников, но и прихожан. И не только православных, но даже тех из униатов, кто симпатизировал Православию и общерусской идее (были и такие).

Галицко-русский деятель Юрий Демьянчик (бывший, к слову, студентом университета в Ростове-на-Дону в годы Первой Мировой) написал книгу «Кровавое злодеяние» об убийстве польскими шовинистами его отца-священника, трёх сестёр и зятя, тоже униатского священника 6 марта 1945 г. (резня в Скопове).

В России сейчас немало католических приходов. Как правило, их опекает Польша, а католические священники, служащие в России, контактируют с польским посольством. К сожалению, католическую церковь польские власти вовлекают в свои политические игрища, напитывая юных прихожан потаённой злобой, рассказывая им исключительно (!) о репрессиях против католиков в СССР, изображая жизнь католиков в царской России тоже исключительно в чёрных тонах.

Под видом религиозных бесед из молодых российских католиков стараются слепить либеральных оппозиционеров: ставится под сомнение легитимность действий российского руководства на международной арене, звучит преувеличенная и необоснованная критика в адрес Кремля, идёт игра на юношеском честолюбии и категоричности. В 2018 г. в России состоятся президентские выборы, и Варшава уже спешит создать задел для будущих протестных акций.

Получается замкнутый круг: католические ксендзы подталкивают юную паству к протестным акциям, формируя у неё негативный образ России и российской политической действительности; потом, когда российская власть вынуждена будет принять контрмеры (а не принимать их она не может), ксендзы получат очередной повод обвинить Россию в тоталитаризме в стиле «Видите, мы же вам говорили…», и, опираясь на этот повод, снова призвать паству к борьбе с неисправимым российским тоталитаризмом. И так без конца, без края.

Российским католикам польские ксендзы никогда не расскажут правду о репрессиях против Православия в Речи Посполитой; о диктатуре Пилсудского и уничтожении его режимом сотен православных святынь; о терроре польского антикоммунистического бандподполья против православного населения Холмщины и Подляшья.

Российские католики никогда не услышат о книге Ю. Демьянчика «Кровавое злодеяние». Зато им всегда готовы рассказать о борьбе «отверженных солдат» против коммунистической диктатуры. О том, что «отверженные» сами тоже были диктаторами и убийцами, им не расскажут.

Но об этом расскажут жертвы польского бандподполья из числа новомучеников Холмских и Подляшских, светлую память которых мы будем поминать 8 июня.