Пушкин - человек Божий
Алексей Сокольский

Пушкин - человек Божий

6 июня в светском календаре явно выделяются Пушкинский день в России и Международный день русского языка. И это далеко не случайно. Погружаясь в ревущие или ласковые строки из стихотворений Александра Сергеевича, начинаешь приближаться к пониманию самой сути всемирного значения нашего языка, который пришлось восстанавливать тому же Пушкину после почти столетней порчи его невменяемыми и искусственно привнесенными словами и конструкциями.

Прислушаемся к Пушкину:

«Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья −

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог»

Или прочитаем:

«Два чувства дивно близки нам −

В них обретает сердце пищу.

Любовь к родному пепелищу.

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога Самого

Самостоянье человека

Залог величия его»

И еще узнаем:

«Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

Но в искушеньях долгой кары,

Перетерпев судеб удары,

Окрепла Русь. Так тяжкий млат,

Дробя стекло, кует булат»

А о каком это Петре пишет Александр Сергеевич? Да, конечно же, об императоре Петре Алексеевиче, родившемся 9 июня за 127 лет до дня рождения самого Пушкина. И, кстати, в 2017 году исполняется ровно 345 лет с момента этого события.

Петра Первого в учебниках истории упорно именуют Великим. Так уж повелось еще с XVIII века. Вопрос только: «А за что?» Все петровские «реформы» пошли прахом, русский язык был испорчен иностранщиной, а к русскому обществу Петр относился не как к живому древу, а механизму, который можно переделать по своему вкусу. Насилие над Церковью, отмена патриаршества, погром уникального монастырского хозяйства, слом русского быта у высших сословий и изуверство над бытом крестьянским – это далеко не весь перечень «благодеяний» монарха, жаждавшего править Русью по-нерусски.

Гнусное крепостное право на Руси водворилось после введения подушной подати и предоставления сверхисключительных прав дворянству при Петре и его приемниках, оторвавшемуся от народа, народных обычаев и Церкви. Петр хотел вылепить из России огромную Голландию, Брауншвейг, Лимбург или Фландрию, запихивая на «прокрустово ложе» здоровый национальный организм. И России пришлось отвечать на петровские потуги. И она ответила по Божией воле так, что сами «реформы» царя-недоучки, царя-механика, царя-плотника, но не Царя, стали восприниматься как предпосылки этого ответа.

Русский язык при Петре I значительно отличается от языка при его отце – Алексее Михайловиче и протопопе Аввакуме. Язык замусорили немецким словечками, да еще и искаженными. А литература петровского и постпетровского времени убога и скудна. И пришлось потом Ломоносову, Пушкину, Державину и Жуковскому избавлять родную речь от «приятственных препорций» и «предиспозиций». И благом для России было то, что в Русской Церкви сохранялся церковнославянский язык, откуда можно было черпать многозначные живые слова и обороты.

Россия ответила мудро и сильно Пушкиным и Гоголем, сорвав все искусственные покровы, наброшенные подражателями западным языковым мотивам и петровскому стилю. На вызовы чужебесия Русь отозвалась и святостью.

Санкт-Петербург – город, без преувеличения, явившийся знаменем «реформаторства» Петра Алексеевича, город строившийся то как подобие Амстердама, то Венеции, то Рима, а получившийся при всех изысках европейничанья городом все равно русским, столичным и абсолютно оригинальным, подарил миру великих святых. Блаженной Ксенией Петербургской откликнулась Россия на издевательства светской власти над христианским мировоззрением. О, как не любил Петр монахов и юродивых, столь чтимых на Святой Руси! Монахов император почитал за бездельников и лентяев, запрещал держать в келии бумагу и перо (неровен час чего-то не то напишут), а юродивых иначе как дурачками и не называл. Монахи и юродивые в стародавние годы всегда обличали неправоту власти и не боялись ее. Вот царь Петр этого-то и страшился.

Но Санкт-Петербург – это город православных святых!

6 июня – день прославления блаженной Ксении Петербургской. И тропарь звучит: «Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси, сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием».

После Петра стаскивали и сталкивали Россию в безумие мира, в материальность, но не только блж. Ксений Господь наш Иисус Христос посрамил потуги «человекоделов», но и праведным Иоанном Кронштадтским, и батюшкой Серафимом и иными святыми, проявившимися в стране после насильственной европеизации русского бытия.

А на нарыв «западничества», вскрывшийся окончательно после Октября 1917 года, Русь ответила новомученниками. И пока Православие сохраняется в нашей земле, ни безумные правители, ни холощенные либералы, ни смердящий смертью Запад нас не сломят.

Ответы за Россию дает сам Господь Бог! А Пушкин – человек Божий! Да и мы − все русские люди тоже. Только спотыкаемся о пеньки перунов, да блуждаем в болоте потребительства. Прыгаем с кочки на кочку в поисках чего-то, да руку тянем к айфончикам, а надо бы крестное знамение сотворить! Пора бы вспомнить о своей русскости, связанной с Русской Церковью, а не с гипермаркетами и маетой ежедневных сериалов на бешенном ТВ, вгоняющих в сон беспробудный…

Не пора ли коней запрячь?

И не считавшийся ли учеником Александра Сергеевича, написал слова сии Николай Васильевич Гоголь: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.

Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?

Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!..

Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа.

Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».