Экуменизм, или Бог поругаем не бывает
Ирина Логвинова

Экуменизм, или Бог поругаем не бывает

Решетников Л. П. Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадежности. М.: ООО «Духовное преображение», 2017. 320 с. Много разговоров и споров ведется сейчас вокруг проекта объединения Католической и Православной церквей. Однажды ко мне в руки пришли «Московские Ведомости» №5(2) 2016 года, где собраны различные документы за и против экуменизма и «проекты документов к планируемому Всеправославному Собору на Крите в 2016 году» под общим заглавием «Против экуменического раскола». В частности, в этом выпуске журнала приводятся предостережения Святых Отцов от подобных ересей: «Св. Афанасий Великий писал, что Отцы I Вселенского Собора напоминали в своих посланиях, чтобы мы «не были снисходительны к тем, кто пытается вводить новшества в веру». В годы св. Афанасия Великого во время гонений против Православных со стороны официальной «Церкви» все православные епископы и священники были сосланы. Св. Афанасий писал: «В храмах Господних теперь сидят еретики… соработники сатаны». Однако формально в храмах того времени были каноничные и законные священники и епископы; отсюда следует, что [во время ереси] Церковь без епископа существует; если бы Ее не существовало, то Святой учил бы следующему: «Следуйте за вашим епископом во все, что он говорит, и не оставляйте его до тех пор, пока не произойдет Собор, который его осудит». Однако он не проповедовал такое учение. Напротив, св. Афанасий сказал: «Если епископ или пресвитер, будучи очами Церкви, имеют недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять. Лучше без них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и Каиафой, быть вверженными в геенну огненную». Другой случай, когда святой отделяет епископа от пути, ведущего человека ко спасению, - это его речь к епископам, угрожающим Православным ссылками и наказаниями. Святой характеризует их как «друзей дьявола и его демонов». Могут ли они носить «образ Христа» и принадлежать к спасающей Церкви Христовой?..» (с. 45). И вот, как нельзя более кстати вышла вторым дополненным изданием книга Л.П. Решетникова, простым и доступным каждому языком рассказывающая о том, почему Россия должна вернуться к своим истокам, и косвенно касающаяся актуальной проблемы объединения церквей (если читать эту книгу между строк). Почему эта книга так кстати сейчас? Потому что экуменические тенденции ставят под угрозу существование Православного Мира. И в своей книге автор от этого предостерегает, показывая историю долгого и болезненного пребывания России во тьме греховной после катастрофы 1917 года. В книге несколько раз звучит убедительное: «Бог поругаем не бывает». Сама история показывает нам это. И примеров этому Л.П. Решетников приводит в своей книге множество. Утверждая, что русскими нас сделала православная вера, автор раскрывает причинно-следственные связи между отступничеством русского народа от Бога и бедами и катастрофами в истории России. Прошлое, живущее в народных генах, в памяти народа заставляет русского человека вернуться к России, которую вытравливали из него большевики, пришедшие на подготовленную либералами-западниками почву. Автор испытал это на собственном опыте. Он рассказывает в прологе, как в Болгарии встретил русских эмигрантов, которые «говорили по-русски, но как-то по-другому». Как нашел там книги дореволюционных авторов, и «во многом еще не соглашаясь с ними», «чувствовал их искреннюю и чистую любовь к русскому народу, культуре, языку, к нашему Отечеству». Л.П. Решетников последовательно проводит мысль о том, как избежать новой катастрофы, которая повлечет за собой гибель Русской цивилизации. Он указывает на главные болевые точки: разделение на народ и публику; наличие общеевропейской тенденции дехристианизации; наличие целой армии «профессиональных анекдотчиков и смехачей», для которых «нет ничего святого, ничего нравственно неприемлемого» и которые призваны «заглушить голос нашей совести, призывающий остановиться и задуматься, а не ходим ли мы по замкнутому кругу» себялюбия, безответственности и распущенности; неумение народа «жить, положась на волю и Промысел Божий» и вытекающее отсюда стремление совместить добро и зло… О книге Л.П. Решетникова хорошо написал А. Боханов: «Он один из немногих ныне здравствующих авторов, кто сумел разглядеть за суетной полифоничностью дискуссий о русской судьбе важнейшую духовную первооснову исторического бытия». Эта первооснова в том, что Россия, по Л.П. Решетникову, «может быть только империей, иначе она погибнет как цивилизация». И несмотря на тревожные предчувствия от того, что происходит сейчас с Россией и русским народом, с верой Православной, Л.П. Решетников завершает книгу оптимистично: «Я абсолютно уверен, что наши дети, наши внуки будут жить в России, понимающей свое предназначение…». Потому что он видит знаки, указывающие на это великое возрождение России: чудо Новороссии, когда «маленькая, почти безоружная, казалось бы, заранее обреченная добровольческая армия бесстрашно вступила в бой с полчищами вооруженных до зубов врагов и одерживала над ними верх». Когда Л.П. Решетников пишет о Русской Весне, как надежде на начало «пробуждения русского самосознания после катастрофы 1917 года», и о возрождении Святой Руси как страшном сне Запада и его прихвостней, невольно задумываешься о той ситуации, которая сейчас сложилась вокруг Русской Весны и ее героев. Невольно приходит мысль: вот она тонкая грань, говоря словами В. Розанова, «чаши весов качающиеся» («Тайна. Из записной книжки писателя»), где решается глобальный вопрос бытия России, Русского Мира, Православия. Все русские люди и каждый в отдельности стоят перед последним выбором, от которого зависит будущее всей России. Но сказано: «Бог поругаем не бывает», и потому Русскому Миру быть, причем, в единстве всех его ныне разрозненных частей.